В течение полугода Белоруссия перенаправит все свои грузы из Литвы в Ленобласть
Россия и Белоруссия планируют расширить количество и виды грузов, транспортируемых через российские порты.
На сегодняшний день через российские порты отгрузили 220 тыс. тонн белорусских нефтепродуктов.
Редактор Baltnews Андрей Стариков прокомментировал для «Журналистской правды», какие еще грузы могут транспортировать через российские порты.
«Сейчас идет перенаправление наливных грузов, а именно нефтяных. Следующей категорией грузов, которые будут переориентированы на российские морские гавани, станут калийные удобрения. Сейчас именно калийные удобрения – самая большая номенклатура белорусских грузов в литовской Клайпеде, которая, в отличие от других литовских портов, чувствует себя очень вольготно именно благодаря им.
Сейчас для Белоруссии не стоит вопрос о выгоде перетранспортировки грузов, потому что политически иное невозможно. Нельзя торговать через балтийские страны, кормить их портовые гавани, когда эти страны торпедируют (например, Литва) важнейший для энергобезопасности Белоруссии объект – Белорусскую атомную электростанцию. Литва сосредоточила на своей территории белорусскую внесистемную оппозицию, которая ведёт подрывную деятельность (в Литве находится Светлана Тихановская). С территории Литвы обеспечивается финансовое, инфраструктурное и информационное вмешательство во внутренние дела Белоруссии с целью дестабилизации политической обстановки. Также не стоит забывать, что балтийские страны первыми ввели санкции против Белоруссии и ее политического руководства, поэтому торговать с ними невозможно.
Ситуация, пока транзит сохраняется, например, по части калийных удобрений, связана с инерцией процессов: есть длинные договоры, есть обязательства перед транспортниками прибалтийских портов. За нарушение этих обязательств предусмотрены неустойки и т.д.
Переход не может произойти одномоментно. В этом процессе со стороны Минска присутствует некий знакомый нам политический флирт, то есть разговоры о более выгодных условиях в хозяйственных отношениях с Россией. Мы за тридцать лет к такому отношению привыкли, оно никуда не уходит. Но ситуация, когда балтийские порты остаются администраторами хоть каких-то белорусских грузов, исчезнет точно. Вопрос о том, когда уйдет остальная номенклатура, исключительно административный: как договорятся, как будет обеспечена приемка со стороны российских морских гаваней, которые находятся в Ленинградской области.
Грузы уйдут. Нефтяные, наливные грузы уже уходят. Следующими уйдут калийные удобрения. Думаю, это вопрос полугода, когда Белоруссия окончательно переориентирует свои потоки на Ленинградскую область, а порты Ленинградской области в свою очередь смогут их принять, потому что необходимо перепрофилировать некоторые терминалы».