«Вас сюда никто не звал»: посетившие этим летом Крым туристы жалуются на пробки, высокие цены и хамство местных жителей

"Вас сюда никто не звал": посетившие этим летом Крым туристы жалуются на пробки, высокие цены и хамство местных жителей.

Несмотря на нынешние реалии, миллионы россиян устремились в сторону Крыма, чтобы полюбоваться местными красотами и провести незабываемый отпуск. В июле на полуострове начался активный туристический сезон. Билеты на поезда давно раскуплены, а Крымский мост загружен до предела. Около 10% отдыхающих предпочли добираться в Крым через Мариуполь, чтобы избежать заторов. Между тем, отельеры и владельцы санаториев пересмотрели ценники в сторону повышения, а в целом отрасль ожидает заметный рост туристического потока.

Однако пока владельцы гостиниц потирают руки, подсчитывая прибыль, отдыхающие жалуются на многочасовые пробки, бешеный рост цен и сервис, который не соответствует выставленным ценникам. О том, с какими сложностями придется столкнуться туристам в этом году при поездке в Крым, обсудим в нашей публикации.

«Главная сложность — добраться»

Сейчас на Крымском мосту царит настоящий транспортный коллапс. В чате «Крымский мост», где почти 65 тысяч подписчиков, отдыхающие делятся своими историями поездок. Вот, к примеру, сообщение от Оксаны:

— Стояли в пробке 4 часа 30 минут, сам досмотр занял всего пять минут. Ура, мы в Крыму! Всем терпения и хорошего отпуска.

Участники туристического бизнеса подтверждают: дорога в Крым — задача не из лёгких. Елена Баженова, основатель туристической группы компаний «Ласпи», объясняет:

— Проблема номер один для полуострова — это транспортная доступность. Как до нас доехать? Билетов катастрофически не хватает, на пунктах досмотра образуются очереди. Сами проверки идут оперативно, но машины всё равно накапливаются тысячами.

— Сейчас на мосту уже под две тысячи машин…

— Всё верно. Нам остро не хватает прямого авиасообщения и большей пропускной способности железной дороги. Цены на поезд высокие, но билеты всё равно не достать.

По оценкам самих автомобилистов, к середине дня на мосту нередко образуется очередь из 1900 машин. Если раньше основной причиной задержек были закрытия моста из-за атак беспилотников, то теперь ситуация вызвана исключительно наплывом отдыхающих. Туристы в чате делятся своими впечатлениями от досмотра.

"Вас сюда никто не звал": посетившие этим летом Крым туристы жалуются на пробки, высокие цены и хамство местных жителей.

Контроль на мосту достаточно строгий: легковушки проверяют вручную. Пассажиры обязаны покинуть салон, все личные вещи проходят через сканер, аналогичный тем, что стоят в аэропортах. Сотрудники по инструкции ФСБ досматривают машины с помощью зеркал.

Микроавтобусы и машины с негабаритными грузами проходят через рентген-установку, что занимает около 20 минут. Поэтому такие ТС вынуждены ждать проезда заметно дольше — до трёх часов. Грузовой транспорт допускается на мост только при наличии спецпропусков.

Иногда объявляется тревога. Это самый тревожный и неудобный момент. Все, кто не успел пройти контроль, остаются ждать у обочины. Но больше всего не повезет тем, кто в этот момент оказался непосредственно на досмотре — эти автомобили отправляют в конец очереди. Кто не согласен — может пожаловаться в ФСБ. Но развернуться всё равно придется.

Можно, конечно, попытаться проанализировать ситуацию через Telegram-канал, где регулярно публикуется информация о заторах, и попытаться проехать в часы, когда пробки минимальны, но подгадать всё равно тяжело — ситуация может измениться в считанные минуты. Поэтому такой способ больше подойдет жителям Краснодарского края, которые живут по соседству.

В качестве альтернативы, чтобы избежать заторов, всё больше отдыхающих выбирают более рискованный путь — через Мариуполь.

— Из-за постоянных заторов на мосту всё больше туристов едут в Крым через приазовские территории, включая Мариуполь, — рассказал вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. — Время в пути через этот маршрут значительно сокращается. Если в прошлом году это был единичный выбор, то сейчас им пользуются 15–20% отдыхающих, направляющихся в Крым через Джанкой.

Как отмечают в АТОР, подавляющее большинство туристов — от 80 до 90% — приезжает на собственных автомобилях.

Однако проблемы с попаданием на полуостров в этом году не ограничиваются перегруженным Крымским мостом. Те, кто предпочёл поездке на автомобиле путешествие по железной дороге или автобусу, также столкнулись с немалыми трудностями. Перемещение в Крым для многих туристов стало настоящим испытанием на прочность — как физическим, так и финансовым.

Поездка как проверка на выносливость

Путешествие из столицы на поезде до Симферополя, как пишут пассажиры в социальных сетях и чатах, превращается в настоящий марафон.

— Поездка в Крым — это уже не просто дорога, а настоящее испытание, — делится своими впечатлениями один из туристов. — Взять хотя бы маршрут поездом из Москвы в Симферополь: раньше сутки ехали, а теперь — минимум 28 часов, а иногда и все 33. И это за плацкарт, который в сезон обходится в 15–18 тысяч рублей в одну сторону. А купе? Там и вовсе — от 25 тысяч.

При этом уровень комфорта, судя по отзывам, оставляет желать лучшего. Пассажиры жалуются на регулярные проблемы с вентиляцией и кондиционированием: в ряде вагонов техника просто не работает. Туалеты на длительных остановках закрываются, из-за чего путешествие сопровождается постоянными неудобствами.

Автобусные маршруты также не стали альтернативой — пассажиры точно так же застревают в пробках у Крымского моста. Объехать затор автобусам не удаётся, а время в пути непредсказуемо.

Крым встречает неподъемными ценами

Те, кто добрался до побережья, сталкиваются с новой реальностью — стоимость жизни на отдыхе подскочила. По данным туристических сервисов, в популярных курортных зонах цена за чашку кофе в обычной кофейне может доходить до 600–800 рублей, порция салата «Оливье» в столовой обойдётся от 1200 рублей. Аренда шезлонга на пляже — от 1500 рублей в час.

Жильё, даже с ремонтом из далёких 90-х, стартует от 20 тысяч рублей за ночь. При этом туристы отмечают: при желании можно найти более доступные варианты — недорогие кафе с ценами от 400 рублей за салат и разнообразным меню ещё встречаются, но надо сильно постараться.

Убогая инфраструктура и хамство местных жителей

Состояние пляжной инфраструктуры также вызывает много нареканий. Курортники жалуются, что большая часть пляжей напоминает сцены из советского прошлого: узкие полосы песка или гальки шириной всего 2–3 метра, отсутствие лежаков, зонтов и душевых. Даже платные зоны зачастую оказываются обычными пустыми участками берега без каких-либо удобств.

К тому же многие отдыхающие сталкиваются с нарушениями санитарных норм. В отзывах упоминаются случаи сброса сточных вод прямо в море. Немало жалоб вызывает и навязчивость уличных торговцев и «аниматоров», которых трудно игнорировать.

И всё же одним из главных раздражающих факторов туристы называют отношение персонала и местных жителей. Жительница Санкт-Петербурга Анна Савельева делится своим опытом:

— Я человек, который целый год работает, копит деньги, чтобы позволить себе отпуск. Но отдых в Крыму оставил разочарование. Цены ничем не оправданы, сервис далёк от адекватного, а отношение к туристам откровенно равнодушное. Складывается ощущение, что лозунг тут один: «Вас сюда никто не звал», и не важно, что именно туристы дают возможность местному бизнесу жить круглый год.

Невзирая на все сложности, поток туристов в Крым не иссякает — полуостров по-прежнему остаётся популярным направлением. Однако, как признаются сами отдыхающие, разрыв между ожиданиями и реальностью с каждым годом становится всё ощутимее.

— При таких ценах хочется хотя бы увидеть чистый пляж и почувствовать, что о тебе заботятся», — пишут разочарованные путешественники.

«Это лучший сезон после 2022 года»

Ну а пока туристы жалуются, крымские гостиницы и здравницы в этом году испытывают настоящий туристический бум. Несмотря на расхождение в цифрах, и представители бизнеса, и власти признают: поток гостей увеличился. По словам Сергея Ромашкина, число туристов выросло на 30%, хотя в администрации Крыма говорят о приросте в 15–20%. Некоторые отели уже почти полностью забронированы до начала осени.

— У «Ялта Интуриста» отличная загрузка, — подтверждает Елена Баженова.

— Что значит «отличная»?

— Более 80% номеров заняты, остались только небольшие окна.

Бронирование идёт активно, часто «день в день». Особенно популярны гостиницы уровня «три звезды», где хорошее соотношение цены и качества. Санатории тоже почти полны — особенно за счёт заявок от предприятий и социальных программ. Более дорогие варианты — четыре и пять звёзд — заняты коммерческими клиентами.

Свободных номеров в сегменте люкс уже давно нет. К примеру, в «Форосе» за сутки проживания просят 30 тысяч рублей, но мест нет вовсе. При этом, по словам Баженовой, состав отдыхающих практически не изменился:

— Нельзя сказать, что гости, платящие по 30–60 тысяч за ночь, раньше отдыхали во Франции или Греции. Это люди, которые и раньше выбирали Крым, потому что любят его атмосферу и природу.

Также увеличилось число так называемых «социальных» туристов — тех, кто приезжает по путевкам от Социального фонда. Правда, они предпочитают не Ялту или Алушту, а более бюджетные локации.

Цены на размещение выросли в среднем на 10–15% по сравнению с 2024 годом — и это без учета транспортных затрат, которые также немалые.

Несмотря на хорошие показатели, участники рынка признают: нынешний сезон всё ещё не дотягивает до тех, что были до 2022 года, когда в Крым летали регулярные рейсы. Рестораны в Ялте и Севастополе оживляются только по выходным, да и то в основном за счёт местных жителей.