Венгрия на распутье. АЭС или ВИЭ, но все равно впереди блэкаут

Венгрия на распутье. АЭС или ВИЭ, но все равно впереди блэкаут

— Венгрия была одной из стран, которые выразили свою первоначальную заинтересованность в быстром присоединении к инициативе Европейской комиссии по климату, Европейскому зеленому курсу. Климатические цели в первую очередь подчинены политическим и бизнес-целям. Принятие Венгрией климатической политики и реализация климатических целей зависят от признания на уровне ЕС роли ядерной энергии в процессе трансформации, пишет д-р Доминик Хейдж из Института Центральной Европы, который анализирует энергетическую ситуацию в Венгрии. в статье, подготовленной в рамках проекта «Энергетическая безопасность в контексте трансформации энергии и конкурентоспособности экономики» в контексте владения и планируемого расширения собственной атомной электростанции.

Атомная электростанция Пакш в энергосистеме Венгрии
Атомная электростанция в Пакш была построена в 1980-х годах, и сегодня она обеспечивает около 50 процентов потребности страны в энергии. Максимальная мощность каждого из четырех реакторов в настоящее время составляет 500 МВт. В 2020 году Пакш произвел в общей сложности 16056 ГВт. Отдельные реакторы будут последовательно и окончательно остановлены в 2032-2037 годах.

В 2009 году парламент внес поправки в закон об энергетике, приняв решение о необходимости строительства новых ядерных энергоблоков. Росатом был их последним подрядчиком. Соглашение по этому поводу было подписано в Москве в январе 2014 года премьер-министром Виктором Орбаном и президентом Владимиром Путиным. Стоимость инвестиции, которая начала действовать под названием «Пакш 2», должна была составить 10,37 миллиарда евро. Источником финансирования должен был стать заем, предоставленный Российской Федерацией сроком на 30 лет с переменной процентной ставкой в ​​диапазоне 3,95-4,95 процента. Работы должны были начаться в 2018 году.

Росатом взял на себя обязательство построить два реактора мощностью 1 200 МВт каждый, поэтому общая мощность станции увеличится с 2 000 МВт до 2400 МВт, после вывода старых из эксплуатации. Согласно первоначальным планам, представленным в 2017 году, новые реакторы Пакш 2 должны были быть готовы к 2025 или 2026 году, что, однако, долгое время было нереальным. В настоящее время существуют опасения, что строительство Пакш 2 не будет завершено до 2032 года, то есть до того, как будет остановлен первый из существующих реакторов. Следствием этого будет снижение максимальной мощности электростанции каждый раз на 500 МВт. Снижение доли ядерной энергии в валовом производстве электроэнергии будет иметь трудно поддающиеся оценке последствия, в том числе в контексте климатических целей Венгрии, но также и всего ЕС. А если бы строительство велось по плану, можно было бы получить излишки энергии, которые можно было бы использовать на внутреннем рынке или продавать за границу.

Инвестиция с трудностями
Европейская комиссия провела несколько разбирательств, которые были инициированы в 2015 году, то есть через несколько месяцев после подписания венгерско-российского соглашения. Окончательное одобрение Европейской комиссии было получено в марте 2017 года, однако рекомендации, сделанные в то время, оказали фундаментальное влияние и повлияют на эти инвестиции.

Комиссия потребовала отделения оператора электростанции от продавца энергии, и не менее 30 процентов энергии, производимой блоками Пакш 2, необходимо будет продавать на рыночных условиях через публичную и открытую биржу электроэнергии или другую торговую платформу. Отмена регулирования цен на энергию, производимую на новых блоках Пакш, не будет столь выгодной с точки зрения ее оператора, поскольку не будет подлежать государственному регулированию. Инвестор предполагал, что в ближайшие годы цены на энергоносители будут систематически расти, однако эти расчеты будут противоречить рыночным реалиям.

Еще одна серьезная трудность — финансирование инвестиций. С одной стороны, стоимость кредита оказалась слишком высокой, о чем уже говорил министр экономики Михай Варга в начале 2018 года, с другой стороны, согласно решению Еврокомиссии, срок погашения был сокращен с 30 до 21 года (до 15 марта 2036 г.), что существенно повлияло на удельную стоимость рассрочки.

Следующая проблема касается экологических проблем, а именно использования вод Дуная для охлаждения реакторов. Что ж, температура реки часто превышает 30 градусов по Цельсию. Слишком горячая вода не может охладить реакторы, особенно если они имеют вдвое большую мощность. Это будет означать необходимость создания новых, более эффективных систем охлаждения, что может увеличить инвестиционные затраты.

Позиция Венгрии в отношении европейской зеленой сделки
Венгерские власти изначально скептически относились к планам Европейской комиссии по значительному сокращению выбросов CO2. Высказывались опасения по поводу воздействия на автомобильный сектор Венгрии. Немецкие автомобильные концерны являются крупнейшим инвестором в Венгрии, и эта отрасль экономики оказывает чрезвычайно значительное влияние на венгерский экспорт (18 процентов, то есть 21,7 миллиарда долларов по данным на 2019 год). Доля автомобильной промышленности в ВВП Венгрии оценивается в 5-6 процентов. Однако, если брать во внимание поставщиков и сервис-провайдеров отрасли, доля которых составляет еще 8-9 процентов. В 2019 году в Венгрии было произведено более полумиллиона легковых автомобилей.

Вот почему подход Венгрии к Европейскому зеленому курсу во многом зависел не от позиции, например, стран Вышеградской группы, а от позиции Германии. Уверенность в том, что автомобильный сектор не пострадает от предлагаемых изменений, а также потенциальная возможность присоединения к европейскому мейнстриму означали, что коалиция Fidesz-KDNP начала рассматривать климатическую политику как бизнес и возможность для развития. 15 января 2021 года в Министерстве инноваций и технологий был создан статс-секретарь по развитию замкнутой экономики, энергетики и климатической политики. Это был Аттила Штайнер.

Помимо компонента, связанного с автомобильным рынком, венгерские власти заявили, что поддержка (или нет) европейского зеленого курса зависит от четырех вопросов. Общая цель заключалась в том, чтобы затраты на трансформацию не перекладывались на более бедные страны, во-вторых, чтобы трансформация не вызывала роста цен на энергоносители и продукты питания, которая ударила бы по гражданам, и, в-третьих, чтобы ЕС должным образом обеспечил дополнительные средства в рамках Фонда сплочения для преобразований и борьбы с энергетической бедностью, и в-четвертых, что ЕС должен признать ядерную энергию в качестве источника энергии, не связанной с углеродом, и поддержал ее дальнейшее развитие.

Стоит добавить, что в Венгрии существует специальная программа системного снижения цен на энергоносители. Это одна из важнейших социальных и экономических программ правительства, объявленная в 2012 году и непрерывно реализуемая с 2013 года. Только в 2013-2014 годах цены на газ (на 25,19 процента), электроэнергию (на 24,55 процента) и тепло (на 22,63 процента) снижались в три этапа. В то время была проведена ренационализация энергораспределительных компаний, благодаря чему ценовая политика полностью регулируется венгерским государством, которое своими нормативными актами определяет максимальные ставки сборов. В годовом исчислении это в среднем снижение на 10 процентов.

Правительство Венгрии поддержало Европейский зеленый курс в декабре 2020 года, и среди политических групп сложился консенсус по этому решению. Природоохранные организации поддержали сокращение выбросов парниковых газов, но выступили против инвестиций в Пакш 2.

Энергетическая структура атомных электростанций по-прежнему основана на предположении о строительстве новых ядерных энергоблоков. Однако отсутствуют соответствующие и надежные исследования или исходные документы, которые могли бы служить основой для анализа. Соглашение о реализации Пакш 2 было рассекречено, но с удаленными наиболее важными фрагментами.

Социальный аспект трансформации энергетики в Венгрии
Реагируя на первоначальные предположения программы Fit for 55, Гергей Гуляс, министр в канцелярии премьер-министра Орбана, заявил, что предложение Европейской комиссии остается «неприемлемым в его нынешнем виде». По словам министра Гуляша и, следовательно, правительства Венгрии, расходы на борьбу с изменением климата будут нести домашние хозяйства, а не те организации, которые являются крупнейшими загрязнителями. Гуляс подчеркнул, что нынешняя формула пакета Fit for 55 наносит ущерб успехам правительства, связанным с программой. Министр также добавил, что Венгрия потребует большей солидарности для преобразования более бедных регионов ЕС, но также потребует, чтобы Китай или США предприняли планы по сокращению выбросов парниковых газов, потому что на ЕС приходится только 7 процентов глобальных выбросов загрязняющих веществ.

Позиция венгерских властей заключается в том, что пакет Fit for 55 может быть одобрен только единогласно. Способ процесса принятия решений, в соответствии с которым должна быть введена климатическая программа, является симптоматическим и должна в значительной степени быть связана с выбором источников производства энергии в Венгрии.

С одной стороны, речь идет о ядерной энергии, которая является опорой венгерской энергетической системы и которая не рассматривается ЕС или ООН как цель и приоритет, а с другой стороны, проблема также заключается в неудаче. признать роль газа в качестве переходного топлива в фондах, предложенных Еврокомиссией.

В начале 2021 года появилась информация о том, что вышеупомянутый министр Аттила Штайнер объявил на саммите Powering Past Coal Alliance (PPCA), что Венгрия откажется от использования угля в энергетическом секторе на пять лет раньше, чем предполагалось, то есть в 2025 году, а не в 2030 году, как объявил на саммите по климату 2019 года президент Венгрии Янош Адер. Министр Штайнер также заявил, что к 2030 году Венгрия достигнет 90-процентной климатической нейтральности.

Если атомная электростанция не будет признана топливом без выбросов, невозможно будет достичь климатических целей без Пакша. То же самое и с газом. В настоящее время планируется построить газовые агрегаты на угольной электростанции в Матре, кроме того, вокруг этой электростанции будут построены солнечные энергетические установки.

Выводы
Климатические цели Венгрии в значительной степени основаны на предположении об увеличении доли атомной электростанции Пакш в энергобалансе. Ни один другой источник энергии не сможет самостоятельно удовлетворить постоянно растущий спрос на энергию. Фактически, единственной альтернативой будет импорт энергии, что, в свою очередь, может привести к внезапному и резкому росту цен, которые в большей степени связаны с тенденциями мировых цен на энергоносители.

Следовательно, проблема, связанная с ядерной энергией в Венгрии, с одной стороны, определяется внутренними факторами (темпами реализации Пакш 2), а с другой стороны, европейскими климатическими дебатами. Венгерское государство не откажется от ключевой роли ядерной энергетики в структуре энергопотребления. Эта позиция соответствует целям других стран Вышеградской группы. То же самое касается признания природного газа переходным топливом. Оба эти элемента — как ядерная, так и газовая — приводят к увеличению энергетического участия России в регионе, что, в свою очередь, не в интересах польского государства. В свою очередь, увеличение доли возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления потребует серьезного обсуждения вопроса о развитии отношения ЕС к Китаю, чья доминирующая роль в секторе возобновляемой энергетики не вызывает сомнений, и таможенная политика не может быть единственным решением. Однако следует иметь в виду совершенно разный подход не только государств Вышеградской группы, но и Евросоюза к отношениям с Пекином.

Одним из методов воздействия на направление изменений, предложенных Европейской комиссией в новой климатической стратегии, является требование, вместе со странами Вышеградской группы, увеличить расходы на энергетический фонд, который будет поддерживать энергетическую трансформацию более бедных стран ЕС. а также сделает это преобразование более справедливым. На каждом этапе переговоров венгерские власти гарантируют, что они готовы активно участвовать в переговорах по Европейскому зеленому курсу.

Однако, помимо потенциальных затрат, которые придется нести как государству, так и гражданам, важным компонентом также является использование бизнесом трансформации энергии, в том числе: в вышеупомянутом автомобильном секторе. Использование новых технологий повлияет на конкурентоспособность экономики. Интересные предложения, которые рассматривает венгерское правительство, включают, с одной стороны, все возможные методы хранения энергии из возобновляемых источников энергии и ее последующее использование, а также использование чистой угольной технологии, которая, однако, пока не подходит для промышленного использования. Ситуация в Венгрии хороша, потому что, хотя политические круги сильно поляризованы, существует консенсус по климатической политике, что еще более важно подчеркнуть. Ситуацию может изменить то, что произойдет вокруг электростанции в Пакше, особенно когда окажется, что стоимость инвестиций превысит предположения, и цена на производство одного киловатт-часа перестанет быть столь конкурентоспособной.