Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована РоссиейВчераВчера15 минВенгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

Венгрия вложит в 2025-27 гг. 320 млн. евро в строительство нефтепровода, по которому Сербия сможет получать российское сырье по нефтепроводу «Дружба», рассказал на днях министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто на переговорах в Белграде с министром энергетики и горнодобывающей промышленности Сербии Дубравкой Джедович-Ханданович.

Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

Сийярто уточнил, что мощность этой магистрали составит 4,8-5 млн. тонн в год. В дальнейшем её намечено повысить до 6-6,3 млн. тонн в год. По его словам, уже готово технико-экономическое обоснование проекта, предусматривающего прокладку труб длиной 180 км в Венгрии и 120 км в Сербии. Нефтепровод соединит НПЗ в Сазхалломбате на юге Венгрии, где заканчивается венгерская ветка следующей через Украину «Дружбы», с Нови-Садом в сербской Воеводине, и затем будет продлён до НПЗ в Панчево вблизи Белграда. Тем самым, российская нефть будет кратчайшим маршрутом поступать в Сербию.

Реализацией проекта занимаются венгерская MOL и сербская Transnafta, а также и российская «Транснефть», форма участия которой в проекте пока официально не озвучивается. Всю маршрут запланировано ввести в действие не позже 2027 года.

Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

пунктиром обозначены планируемые нефтепроводы

Здесь надо пояснить, что основную часть импортной нефти, в основном российской, Сербия издавна получает по нефтепроводу JANAF (свыше 300 км) из хорватского порт Риека (импортную нефть Сербия получает также из Румынии и по нефтепроводу северогреческий порт Салоники – Скопье – Ниш – Белград). Однако с 2022 г. Загреб ежегодно повышает транзитные тарифы за перекачку нефти, а многие хорватские политики угрожают прекращением транзита, если Белград не присоединится к антироссийским санкциям. К тому же, ЕС разрешил продолжить поставки энергоресурсов из России в Сербию через Хорватию пока только на текущий год.

Имеется и давний проект нефтепровода Белград (Панчево) – Подгорица – порт Бар (Черногория), способный работать в обоих направлениях, но положительного решения по его реализации пока нет, хотя Белград и Подгорица в 2024 г., наконец, договорились о совместной реконструкции параллельной железной дороги с финансовым участием Брюсселя.

Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

А. Вучич поясняет  карту проекта нефтепровода Венгрия-Сербия (2023 г.)

«Можно без преувеличения сказать, что энергетическая безопасность Венгрии невозможна без Сербии, а энергетическая безопасность Сербии невозможна без Венгрии», – подчеркнул П. Сийярто, пояснив, что его получает через Сербию российский газ, поступающий по трубопроводу «Турецкий поток» (ответвление из европейской части Турции через Болгарию и Сербию). В 2024 году по этому маршруту Венгрия получила рекордный объем – 7,6 млрд. куб. метров, в 2025 г. поставки запланированы не менее 7,5 млрд. куб. м. По словам венгерского министра, американские ограничения в отношении сербской компании NIS, на 56,15% принадлежащей «Газпромнефти» и «Газпрому», нанесут удар по всей энергетике центральной Европы. По его словам, выключение мощностей принадлежащего NIS вышеупомянутого НПЗ Панчево повлечёт проблемы с топливом по всему региону. АЗС будут вынуждены завозить необходимые объемы, что приведет к росту цен, и таким образом венграм, сербам и всем остальным придется оплачивать месть бывшей администрации Байдена. В структурах NIS работают более 10 тыс. человек. Предприятие отвечает за 9% сербского бюджета. Помимо НПЗ в ее управлении находится 400 АЗС, предприятие в Нови-Саде, а также завод «Петрохемия» и ТЭС Панчево.

Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

Из США пришли дополнительные пояснения ситуации, связанной с введением санкций в отношении NIS, в Белграде ожидают дальнейших шагов и российской стороны, сообщила Д. Джедович-Ханданович после очередного заседания Рабочей группы при правительстве Сербии по мониторингу деятельности Управления по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC).

«Мы ежедневно следим за работой НИС, но ситуация совсем не простая, поскольку позиции американской и российской сторон по-прежнему очень далеки. На данный момент мы рассматриваем два-три возможных сценария и одновременно продолжаем следить за ситуацией на рынке и ценами с целью сохранения стабильности поставок. Напомню, что это в первую очередь политический вопрос, который может сказаться на нашей экономике».

NIS направила официальный запрос в Управление по контролю за иностранными активами минфина США об отсрочке санкций, который был официально поддержан Сербией и Венгрией, учитывая огромное значение компании для экономики региона. Правительство в Белграде прилагает все усилия для предотвращения негативных последствий объявленных санкций в отношении НИС, ситуация вокруг которого отслеживается ежедневно.

Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована Россией

Между тем, вопросы с сербско-венгерским проектом могли быть решены ещё к концу 1970-х гг., когда Москвой, Будапештом и Белградом обсуждались (с 1974 г.) варианты дальнейшего развития южных маршрутов «Дружбы». Венгерская сторона предлагала маршруты на Белград и к упомянутому порту Риека. Имелся также советско-венгерский проект продления артерии из южновенгерской Сазхалломбаты в Югославию и далее через Сербию и Македонию к греческому порту Салоники (для обхода подконтрольных Турции Босфора и Дарданелл), что поддерживалось греческим танкерным бизнесом. Обсуждался также проект трубопровода Венгрия – Белград – порт Бар.

Однако тогда югославская сторона предпочла избежать 100-процентной зависимости от советской нефти, предпочитая в то же время задействовать в транспортно-энергетических проектах не столько Сербии с Черногорией, сколько адриатических портов Хорватии. Не в последнюю очередь это было связано с «прохорватской» позицией лидера СФРЮ Иосипа Броз Тито. В результате был утвержден тот самые вариант «Адрия», а именно продление «Дружбы» из Венгрии к порту Риека (протяжённостью около 600 км), реализованное в 1976-1980 гг.

Венгрия – Сербия: взаимная энергетическая безопасность гарантирована РоссиейНефтепровод "Дружба — Адрия"Нефтепровод "Дружба — Адрия"

Маршрут Риека – Сербия реализовывался с преимущественным финансированием Югославии и частично западноевропейских банков рекордно быстро: уже в начале 1980-х гг. он вступил в действие, и тем самым, Сербия «заблаговременно» оказалась в нефтетранзитной зависимости от соседней Хорватии…

Характерно также, что в первой половине 70-х руководство Румынии не единожды предлагало проект «Дружбы» через Молдавскую ССР и Румынию в Болгарию, СФРЮ и Грецию, гарантируя софинансирование реализации проекта и частичные поставки здесь румынских нефти и нефтепродуктов. Но по причине фрондёрства режима Николае Чаушеску в рамках СЭВ и известных политических разногласий Москвы и Бухареста, под различными предлогами реализовать эту идею так и не удалось…

Алексей Балиев