Вертолёты для «особого разрешения»

Вертолёты для «особого разрешения»

Всё ли хорошо с организацией в армиях НАТО

Часто мы ругаем нашу армию за плохую организацию, а генералов – за нерешительность. Вот вам история вертолётов «Апач», которую я подсмотрел в книге Эдварда Люттвака «Стратегия. Логика войны и мира».

НАТО собирается атаковать Югославию. План простой: бомбить ракетами и управляемыми бомбами, избегая воздействия вражеского ПВО. Главнокомандующий силами НАТО генерал Уэсли Кларк просит вертолёты огневой поддержки «Апач», чтобы поддержать на земле операции косовских албанцев – «Томагавками» по отдельным танкам не постреляешь. Командующий корпусом морской пехоты генерал Чарльз Крулак был одним из тех, кто отклонил просьбу Кларка. Объяснение, почему нельзя посылать вертолёты, которые созданы для огневой поддержки и на которые тратятся миллионы долларов, простое: могут погибнуть пилоты!

Кларк настоял, и было решено перебросить из Германии 24 «Апача», но разрешалось их использовать только после особого приказа. Это ещё не всё… Вертолётчики не рвались в бой, поэтому оказалось, что для передислокации вертолёты «не готовы». Только через месяц после начала войны все 24 вертолёта прибыли в Тирану (Албания). Переброска «Апачей» и всей инфраструктуры обошлась в $480 млн.

Вертолёты обладали первоклассным оборудованием для боя ночью и практически безнаказанно могли уничтожать сербов. Только на всевозможную дополнительную защиту «Апач» в бою в 1999 года США потратили $15 млн (на весь парк), но уже на месте выяснили, что пилоты не готовы к ночным боям. Решили не только подготовить пилотов, но перебросить дополнительные силы для прикрытия «Апачей», которые будут кружить в поисках целей. Чтобы повысить эффективность их работы и не подвергать дополнительной опасности, перебросили самолёты У-2 и «АВАКС», которые снабжали бы экипажи «Апачей» актуальными разведданными. Самолёты прикрывали истребители и сопровождали топливозаправщики. Вертолёты «Блэк Хок» тоже должны были проводить разведку.
Взаимодействие нужно было отработать, поэтому начались учения, в ходе которых разбился один «Апач». Оба члена экипажа погибли. Учения продолжались до конца конфликта, а генерал Кларк так и не получил особого разрешения на использование этих вертолётов.
источник