Вислинский канал: как Польша вырыла себе яму, и получила памятник бюрократии. Которым заинтересовалась прокуратура
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Вислинский канал: как Польша вырыла себе яму, и получила памятник бюрократии. Которым заинтересовалась прокуратура2 минуты31 прочтениеВчераВчера
Польша, известная своей любовью к громким геополитическим жестам, на этот раз решила переплюнуть саму себя. Судоходный канал через Вислинскую косу, который должен был стать символом независимости от России, превратился в эталон финансового абсурда и бюрократического фарса.
Открытый в 2022 году с пафосными речами о "суверенитете" и "освобождении от российского доминирования", канал к 2025 году больше напоминает дорогу в никуда. За первые три месяца 2024 года через него прошло всего 31 судно — и это при бюджете в полмиллиарда евро . Даже местные рыбаки, кажется, предпочитают объезжать его на лодках — вдруг провалишься в дыру, которую прорыли чиновники.
Сам канал, длиной в 1,3 км, стал частью грандиозного прожекта протяженностью 23 км, соединяющего Балтийское море с портом Эльблонг. Правда, с одной оговоркой: последние 900 метров водного пути так и не углубили, оставив суда буквально "на мели" у порта .
Местные власти и правительство до сих пор спорят, кто должен оплачивать финальный этап работ, словно дети, делящие счет в кафе. "Это ваша зона ответственности!" — кричат из Варшавы. "Нет, ваша!" — парируют в Эльблонге. А пока они перебрасываются бюрократическими гранатами, канал тихо зарастает водорослями и сомнениями .
Но главный хит проекта — расследование прокуратуры Гданьска. Оказалось, что стоимость строительства выросла с 880 млн до 2 млрд злотых, а экс-министр Марек Гробарчик "забыл" предупредить правительство о таком щедром апгрейде бюджета . Теперь его, как и других причастных, могут привлечь к ответственности за "творческий подход" к финансам.
Впрочем, даже это не самое смешное. Погранпереход Новый Свят, открытый в 2023 году с помпой и обещаниями "международного судоходства", до сих пор не пропустил ни одного иностранного судна. Российским морякам вход запрещен, а остальные, видимо, просто стесняются .
Между тем, экологи до сих пор не могут прийти в себя: уникальная экосистема Вислинской косы, где обитают редкие виды птиц и растений, теперь соседствует с бетонными волнорезами и искусственным островом, который, по иронии, стал пристанищем только для чаек . Польские власти, впрочем, уверяют, что всё сделали "по науке" — как в Нидерландах, только лучше. Ну, почти.
Что в итоге?
Вислинский канал — это не просто инфраструктурный проект. Это история о том, как геополитические амбиции столкнулись с реальностью в лице бюрократии, некомпетентности и законов физики.
Польша хотела "обойти" Россию, но вместо этого обошла здравый смысл, потратив миллиарды на канал, который сегодня больше подходит для съемок постапокалиптического фильма, чем для судоходства. И пока чиновники спорят, а прокуратура копается в документах, канал стоит как памятник тому, что иногда лучше просто… спросить разрешения у соседа.