«Византийский ад», или почему Китай в ответ на обвинения в воровстве технологий назвал американский Ф-35 «истребителем денег»

"Византийский ад", или почему Китай в ответ на обвинения в воровстве технологий назвал американский Ф-35 "истребителем денег".

Помните эпизод одной из гайдаевских комедий, когда герой знаменитой троицы Трус-Балбес-Бывалый объясняет, почему операция называется «Ы». «Чтобы никто не догадался!». На днях американские политики в очередной раз обвинили Китай в воровстве технологий, в рамках секретной операции «Византийский ад». К чему в этом деле Византия, непонятно, зато получилось почти как в незатейливом шпионском триллере. Тут тебе и компьютерные взломы, и подкуп заинтересованных лиц, и поразительная безалаберность разработчиков, посылавших сверхсекретные данные через обычную электронную почту. Чистое голливудское кино категории «Б». Якобы некие зловредные хакеры из Первого бюро технической разведки Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), базирующиеся в Ченду, в течение долгих лет скачивали терабайты информации о красе и гордости американского авиапрома, самолёте-«невидимке» F-35 Lightning II. И именно благодаря им, в воздух так быстро смог подняться нынешний флагман истребительной авиации НОАК, китайский стелс-истребитель Chengdu J-20. Последним актом «Византийского ада», должен был якобы стать подъём со дна «рабочего» Ф-35, недавно нырнувшего в глубины Южно-Китайского моря с борта авианосца «Карл Винсон».

"Византийский ад", или почему Китай в ответ на обвинения в воровстве технологий назвал американский Ф-35 "истребителем денег".

Китайский «Могучий дракон», Chengdu J-20, впервые взлетел в январе 2011 года, ровно через пять лет после первого полёта «Молнии-2». Внешне самолёты довольно сильно отличаются и спутать их может только слепой. Если уж кому и сетовать на прямое воровство технологий, использованных в китайском «стелсе», так это российской компании РСК МиГ. От их прототипа истребителя «пятого поколения» МиГ 1.44 МФИ (первый полёт — февраль 2000 года) , по мнению ряда экспертов, там заимствованы не только отдельные детали, но и целые узлы. Это признавали и американские эксперты авторитетного издания Армии США Дефенс-Ньюс:

«Китайский «стелс» J-20, невероятно похожий на российский МиГ 1.44, можно в каком-то смысле считать перезапуском этого нереализованного россиянами проекта. Сегодня для нужд НОАК произведено более двухсот «Могучих драконов». которые являются доказательством того, что этот «неудачный» советско-российский проект оказался жизнеспособен».

"Византийский ад", или почему Китай в ответ на обвинения в воровстве технологий назвал американский Ф-35 "истребителем денег".

Статья вышла в августе 2021 года. Но прошло всего четыре месяца, и теперь американцы утверждают, что именно они были главными вдохновителями первого китайского «стелса». Как указывается в следственном отчете:

«Добытые методом фишинга технологии «Молнии-2» оказали влияние буквально на все узлы «Могучего дракона». Некоторые из них имеют зеркальное сходство с аналогичными деталями F-35 Lightning II. Ещё больше это касается второго китайского «стелса» Shenyang FC-31″.

"Византийский ад", или почему Китай в ответ на обвинения в воровстве технологий назвал американский Ф-35 "истребителем денег".

Любопытно, как сами китайцы отреагировали на опубликованные детали «свехсекретной операции» «Византийский ад». Китайский военный эксперт, экс-генерал НОАК Ван Сяоцзюнь иронично заметил в комментариях в блоге центрального печатного органа НОАК Чжунго цзюньван, что «Могучий дракон», Chengdu J-20, является истребителем завоевания господства в воздухе, а единственное, что доказано может истреблять американский Ф-35, это деньги и военные бюджеты потенциальных заказчиков. И что у «Молнии-2» сегодня нет не единой детали, которая интересовала бы ВВС НОАК.