«Визит «тирана», или как надо встречать настоящего друга», — Путин в Казахстане — две крайности: партнер и «агрессор»
Все последние месяцы он активно пестует довольно эксцентричные, я бы сказал радикальные идеи в казахстанское общество, — будучи уверенным, что сможет все это яркое многообразие антироссийских и проевропейских настроений удержать в узде и под контролем.
У нас перед глазами, достаточно яркий пример того, к чему подобная самонадеянность приводит.
А теперь, собственно говоря к сути — визит российского президента в Казахстан наглядно показал две вещи, многовекторность не принесла желаемых результатов — русские продолжают оставаться главным торговым партнером, рынком сбыта и опорой при решении региональных проблем.
Токаев говорил по-казахски с президентом России и сам же переводил.
Второе — национализм продолжает цвести буйным цветом и под лавку его уже не загнать — бороться с русским языком, культурой, общей историей в дружественном Казахстане продолжают все активнее. Визит Путина в Астану буквально довел местных русофобов и националистов, до исступления, было так «жарко», что некоторые и вовсе пошли на публичные провокации.
И даже тот факт, что президент РФ прибыл в Казахстан по приглашению казахстанского лидера Касым-Жомарта Токаева не изменил ситуацию, а лишь ее усугубил. Если в Москве турне описывали исключительно в радужных тонах, вспоминая о роли России в экономике друга и партнера:
«Мы – естественные исторические партнеры, союзники, и вот этот официальный визит, который предстоит, очень важен с точки зрения дальнейшего развития всего комплекса наших двусторонних отношений».
То вот в Астане, фон был куда как более мрачен. Так например на пресс-конференция с участием вице-премьера Серика Жумгарина, анонсирующей приезд главы РФ, журналистами были подняты многие насущные вопросы и торговая политика с огромным соседом, и агропромышленный комплекс, земельные отношения, сотрудничество в рамках ЕАЭС и ВТО.
Но запомнился лишь один вопрос: «не ожидаются ли в стране беспорядки в связи с приездом Путина?».
На подобный, более чем провокационный вопрос вице-премьер ответил встречным вопросом: «Да, нет! А почему вы решили что должны быть беспорядки?». Ответ не заставил себя ждать, он есть компиляция настроений в казахстанском обществе, за которое несет ответственность в том числе и Токаев:
«Потому что тиран, который ведёт войну против Украины», ответила журналистка.
Напоминаю — это пресс конференция, это журналисты, это о наболевшем и насущном.
Думаете русофобка успокоилась на этом? Как бы не так, она продолжила — с патетикой в голосе и огнем в глазах: «почему в магазинах 50 процентов русской продукции»?
Не обольщайтесь не единой журналисткой русофобкой живут наши соседи, так член партии зелёных «Байтак» Асыл Даркембайулы, надумал переписать историю и потребовал признать современные реалии:
в Казахстане должна быть одна единая нация — казахская нация, ведь его родина никогда не была многонациональной по конституции.
«Есть люди, которые поддерживают Советский Союз. В машинах у них там Георгиевские ленты висят.
Флаг «совка» вешают где-то на заводе в Петропавловске, Павлодаре. Много «ватников» у нас, с ними и воюем… Должен быть только один государственный язык- казахский.
Он должен быть привилегированным языком»,- подчеркивает депутат.
Думаете все откровения на сегодня высказаны — ха-ха три раза: «вся российская знать были потомками тюрков, а русский язык состоит из казахских слов, заявил все тот же Асыл Даркембайулы.
Вместо эпилога… Путин делает важное дело — он напоминает, нет не так — он буквально тычет оппонентов в величие России, наглядно показывая, что отказаться от благосклонности РФ — это далеко не тоже самое, что «два пальца об асфальт»…
— Последствия для самонадеянных лидеров, постсоветского пространства, будут катастрофическими.
Другое дело, что мы слишком долго не решали такие дела с позиции силы — надеясь на то, что прагматизм и общее историческое прошлое, убедит наших бывших «союзных», быть с русскими и Российской Федерацией ближе и лояльнее не рвать существующие связи — увы все это время там рос и креп махровый национализм.