Владимир Попов: Китай не может открыто поддерживать Россию по всем направлениям, чтобы не вызвать огонь на себя
Начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов сообщил, что Китай отказался поставлять российским авиакомпаниям авиационные запчасти.
Генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, заместитель редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов рассказал для читателей «Журналистской правды», что заставляет Китай отказываться от столь выгодного сотрудничества с Россией.
«Китай в экономическом плане на сегодняшний день очень завязан на США. Я бывал в командировках и в Штатах, и в Канаде, и еще тогда замечал, что львиная доля ширпотреба и промышленных товаров американских компаний передано в Китай. Сегодня КНР не может открыто поддерживать Россию по всем направлениям, чтобы не вызвать огонь на себя.
Китай же всё копирует. У КНР есть какие-то детали для замены, которые можно использовать в России для американских Boeing и европейских Airbus, но открыто об этом сообщать они не имеют права, так как данное производство будет нелицензионным. Китай подвергнет себя санкциям и попадет под европейские суды.
Россия понимает, что поставка запчастей и технологического обслуживания для имеющихся в лизинге самолетов будут прекращены. Однако через третьи страны мы это сможем получать, о чем открыто заявлять, конечно, не станем. Китайцы идут по этому же пути. Они предоставят нам, что смогут, но официально сообщать не будут. Это политика. А экономика пойдет другим путем. Тем более политические решения – явление временное.
В России нет китайской авиационной техники в массовой эксплуатации, поэтому КНР тут помочь не может. Но пока у России есть запас прочности, в том числе технологические карты для обслуживания самолетов, которые нам выдали, когда мы их брали в лизинг. Единственное, сейчас Европа отказывается признавать эти сертификаты, но обслуживать мы их можем, как и грамотно эксплуатировать.
У России на складах еще есть запчасти для оперативного обслуживания зарубежных самолетов. Было бы проблематично каждый раз доставлять их со складов Европы, так как логистика затрудняет эксплуатацию. Основные базы для обслуживания самолетов расположены в крупных российских аэропортах Новосибирска, Омска, Хабаровска и в др. городах. На первые полгода у нас всё есть.
Потом мы чем-то будем компенсировать. В России хоть и мало осталось гражданской авиационной техники для перевозок, но 25% своих самолетов мы использовать можем, например, восстановить старую технику (Ту-154, Ту-134, Ил-96-300, Ил-96-400) в течение 2-3 месяцев. По своей стране летать будем.
Европейцы запретили россиянам прилетать в их страны. Но Греция сейчас начинает работу, чтобы выйти из этих запретительных мероприятий, уже объявили. Скоро начнется туристический сезон, и Греция не хочет потерять дополнительные доходы. Думаю, им будет все равно, на чем к ним прилетят русские на Boeing или на Ил-96-300. Венгрия тоже может об этом объявить и Словакия. Немцы с французами тоже подумают. Они откажутся от такого яростного сопротивления. Туристический поток идет не только из России, но и транзитом через нашу страну. Им, конечно, не хочется терять время на облет. Рано или поздно все эти санкции сойдут на нет.
Если европейцы нам полностью запретят эксплуатировать самолеты Airbus, у нас еще остаются Boeing. Американцы пока не сказали категоричного «нет» в эксплуатации своей авиационной техники. А вот Европа поторопилась, и, думаю, жалеет об этом. Они сделали этот шаг по научению американцев. США ведут себя очень «тактично» по отношению к различным санкциям. Американский список ограничений большой, но меры либо повторяются, либо столь незначительны, что, если бы о них не писали, мы бы их даже не заметили».