«Владычица морей» снова эпично опозорилась. Британские авианосцы на войну не хотят. Перед походом на хуситов сломались обе единицы
Бритнские авианосцы поступили в строй в конце прошлого десятилетия. Прошло пять лет и они до сих пор фактически небоеспособны. Фото Royal Navy
В декабре недавно ушедшего года в высшем руководстве некогда великого британского флота разразился крупный скандал. Политическое руководство Великобритании сгоряча пообещало американским союзникам поддержку в виде авианосной группы в Аденском заливе, где уже второй месяц идут аж две операции западных военно-морских сил: «Страж благополучия» и «Лучник Посейдона». Присутствия одного из британских авианосцев требовали и крупнейшие со времён «Холодной войны» учения Североатлантического Альянса «Стойкий защитник 2024» на Балтике . Однако, оба новейших британских авианосных корабля так и продолжали отстаиваться на родной базе в Портсмуте, порождая нехорошие для Лондона разговоры. Руководство Британии уже начали обвинять в том, что оно занимается саботажем антихуситской операции и слегка смазывает весь смысл балтийских учений, направленных против России. Но скоро выяснилось, что всё обстоит гораздо проще. И флагманская «Королева Елизавета» (HMS Queen Elizabeth (R08), в строю с 2017 года), и «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales (CVF), в строю с 2019 года) к столь решительным и важным делам оказались попросту не готовы. У «Принца» вообще недокомплект оборудования, из-за того, что часть его пришлось использовать для ремонта флагмана после неудачного кругосветного похода. Ну а сама «Королева Елизавета», вот сюрприз, оказалась просто не на ходу. Флотские деятели долго скрывали от общественности это обстоятельство. Но когда общее недовольство бездеятельностью главных единиц флота стало активно прорываться в виде множества газетных публикаций, командованию Королевского флота (Royal Navy) пришлось признать очевидный факт, что у авианосца имеются системные проблемы с ходовой частью.
Восторги общества по поводу ввода в строй столь мощных кораблей сменили скепсис и недовольство. Их ужен называют самым большим провалом за всю богатую на события историю британского флота. Фото The Telegraph
История этих двух кораблей началась в середине нулевых, когда адмиралтейство Великобритании сформировало техническое задания для строительства серии авианосных кораблей. Монстры такого размера никогда до этого в «Туманном Альбионе» не строились. Каждый из них имел водоизмещение более 70000 тонн и авиационную группу в составе 40 единиц летательных аппаратов различного назначения. Основу авиакрыла каждого должны были составить по 24 многофункциональных «стелс»-самолёта Ф-35С. Как было чёрным по белому записано в «Стратегии национальной обороны и безопасности Великобритании» от 2010 года, авианосцам предстояло «возродить былую славу британского флота и обеспечить демонстрацию флага Соединенного Королевства во всех уголках земного шара». Авианосцы, хоть и со значительной задержкой по срокам, были таки спущены на воду, а вот с авиакрылом, как и с демонстраций флага, дело что-то не задалось.
Картинка ВАЕ
В первый же свой «кругосветный» поход, флагман серии HMS Queen Elizabeth не только потерял один из драгоценных «стелсов», основные поставки которых до сих пор так и не завершены, но и проявил удивительно капризный характер. По очереди из строя выходили подъемники для самолётов, электрооборудование и элементы ходовой части. В итоге, после неудачного круиза, «Королеве Елизавете» пришлось полгода отстаиваться в доке, в ожидании замены вышедших из строя деталей и блоков. Но это были только цветочки. Его младший собрат HMS Prince of Wales свой первый дальний поход закончил в ста милях от родной базы и на целый месяц застрял у острова Уайт в Ла-Манше, из-за капитальной поломки основной силовой установки. В итоге, чтобы хотя бы один из кораблей был на ходу, «Принца Уэльского» у которого всё равно не было собственных самолётов, пришлось слегка «каннибализировать» и переставлять его оборудование на флагмана серии. Осенью нынешнего года командование Royal Navy радостно доложило, что оба авианосца преодолели полосу поломок и неудач, и вот теперь точно зададут жару врагам Британии и всего «свободного мира». Но не тут то было.
Уютнее всего новые авианосцы чувствуют себя в родной базе и выходитьт оттуда ну никак не торопятся. Фото Royal Navy
Как докладывают компетентные службы, все походы «Королевы Елизаветы» отложены из-за «проблемы с гребным валом». И это при том, что авианосец долгое время в большие походы не ходил и не так давно вышел из дока после текущего ремонта и профилактики. Второй корабль серии, «Принц Уэльский», при этом по-прежнему разукомплектован и может поддержать всех этих «защитников», «стражей» и «лучников» только в виде большой и лакомой мишени. Восстановление «былого могущества британского флота» проходит во всей красе. Продолжаем наблюдение.