Цены на бензин в 2026 году: сможет ли правительство обуздать рост
Российских автомобилистов ждет непростой период в отношении стоимости топлива. Министерство энергетики России заявило о намерении удерживать рост розничных цен на бензин в 2026 году в пределах, близких к уровню инфляции. Эта задача становится особенно актуальной на фоне текущей ситуации, когда стоимость топлива демонстрирует рекордный рост, значительно опережающий общий рост цен в стране. Заявления ведомства прозвучали в период серьезного напряжения на топливном рынке, вызванного целым комплексом экономических и операционных проблем.
Плавная динамика розничных цен, приближенная к инфляции, по словам представителей министерства, позволяет избежать серьезного разрыва между оптовой и розничной стоимостью топлива и способствует балансу поставок по всем каналам реализации. Именно поэтому удержание цен на бензин на уровне инфляции остается ключевой задачей на предстоящий период. Однако в ведомстве сразу сделали важную оговорку, отметив, что конечная стоимость на автозаправочных станциях может незначительно отклоняться от общего индекса потребительских цен.
С учетом изменения тарифов естественных монополий и изменений налогового законодательства конечные цены на АЗС могут незначительно отличаться от общестранового индекса потребительских цен
Это заявление свидетельствует о понимании министерством сложности поставленной задачи в условиях изменяющейся экономической среды. Факторы, которые могут повлиять на конечную цену для потребителя, включают в себя корректировки тарифов естественных монополий и возможные изменения в налоговом регулировании топливного рынка.
Текущая ситуация: тревожная статистика и рекорды биржевых торгов
Актуальность заявления Минэнерго сложно переоценить, учитывая текущую динамику цен на топливном рынке. Согласно последним данным Росстата, с начала года по 22 сентября стоимость бензина на АЗС в России выросла на 8,36 процента, что более чем вдвое превышает уровень инфляции за аналогичный период, составившей 4,16 процента. Еще более показательным является тот факт, что рост цен на бензин в рознице опережает инфляцию уже девятую неделю подряд, начиная с 22 июля.
На этом фоне значительно скромнее выглядит динамика стоимости дизельного топлива, которое с начала года подорожало лишь на 3 процента. Такая разница в ценах на два основных вида автомобильного топлива свидетельствует о специфических проблемах, сложившихся именно на рынке бензина. Ситуация на биржевых торгах только усугубляет общую картину — в конце сентября стоимость бензина АИ-92 на Петербургской бирже достигла рекордных значений, увеличившись до 73 848 рублей за тонну, в то время как марка АИ-95 «Премиум» подорожала до 79 788 рублей за тонну.
Причины кризиса: от ремонтов НПЗ до логистических проблем
Стремительный рост цен на бензин происходит на фоне целого ряда проблем, охвативших топливный рынок страны. Основной причиной сложившейся ситуации аналитики называют незапланированные ремонты на крупных нефтеперерабатывающих заводах, которые привели к существенному дефициту топлива на внутреннем рынке. Хотя официальные власти редко комментируют причины этих ремонтов, западные СМИ регулярно сообщают об атаках беспилотников на российские НПЗ.
Из открытых источников известно, что с начала августа Волгоградский НПЗ «Лукойла» дважды подвергался атакам, по одному разу — НПЗ «Башнефти», Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» и НПЗ «Газпром нефтехим Салават», Афипский и Славянский НПЗ в Краснодарском крае. Также появлялась информация об атаках на Сызранский, Рязанский и Саратовский НПЗ «Роснефти», а также на Нижегородский НПЗ «Лукойла», хотя эти события не всегда находят официальное подтверждение. Помимо проблем с производством, дополнительное давление на рынок оказывают сложности с доставкой бензина в регионы и ажиотажный спрос, вызванный опасениями потребителей относительно дальнейшего подорожания топлива.
Топливо дорожает на фоне внеплановых ремонтов на крупных нефтеперерабатывающих заводах, проблем с доставкой бензина в регионы, а также ажиотажа на внутреннем рынке
Результатом этого кризиса стало введение ограничительных мер на местах — многие автозаправочные станции были вынуждены ввести лимиты на продажу топлива одним клиентам, обычно в пределах 10-20 литров, а некоторые АЗС и вовсе временно приостановили продажу бензина, оставив в ассортименте только дизельное топливо.
Меры регулирования: от биржевых ограничений до запрета экспорта
В ответ на стремительный рост цен правительство и регулирующие органы предприняли ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации на топливном рынке. Петербургская биржа ввела жесткие ограничения на количество дизельного топлива, которое может купить один участник торгов, а также на возможное изменение котировок. Аналогичные меры уже действуют в отношении бензина с 8 сентября, однако их эффективность пока остается ограниченной.
Хотя рост оптовых цен на АИ-95 после введения ограничений приостановился, заметного снижения котировок не наблюдается. В начале сентября тонна 95-го бензина в пике торговалась за 81 791 рубль, а после введения мер ее стоимость установилась на уровне около 78 411 рублей. При этом АИ-92 установил новый рекорд, достигнув 74 164 рубля за тонну. В правительстве также обсуждают продление запрета на экспорт бензина для производителей на октябрь 2025 года — эта мера, по мнению экспертов, может замедлить подорожание до более умеренных темпов.
Налоговая политика: запланированное повышение акцизов
Важным фактором, который окажет непосредственное влияние на стоимость бензина в предстоящие годы, является запланированное повышение акцизов на нефтепродукты. Правительство РФ предлагает осуществить в 2025-2027 годах индексацию акцизов на уровень инфляции. Соответствующие поправки уже приняты Государственной думой в рамках второго чтения законопроекта о совершенствовании налоговой системы.
Согласно предложенным изменениям, акциз на автомобильный бензин класса 5 планируется установить на уровне 16 385 рублей за тонну в 2026 году против 15 755 рублей в 2025 году. Для бензина, не соответствующего классу 5, ставка составит 16 832 рубля за тонну в 2026 году. Также вырастут акцизы на дизельное топливо — с 10 915 рублей за тонну в 2025 году до 11 352 рублей в 2026 году. Это плановое повышение налоговой нагрузки неизбежно окажет дополнительное давление на розничные цены, несмотря на заявления Минэнерго о намерении сдерживать рост стоимости топлива.
Прогнозы на будущее: когда ждать стабилизации
Аналитики рынка с осторожностью смотрят на перспективы стабилизации цен на бензин в ближайшей перспективе. По их оценкам, текущими темпами к концу 2025 года бензин АИ-95 может подорожать в среднем по России до 65,3 рубля за литр, а в Москве — до 67 рублей. Знаковая отметка в 70 рублей за литр может быть преодолена уже в июне 2026 года. Что касается АИ-92, то к концу 2025 года его стоимость в среднем по стране может достичь 61,14 рубля за литр.
В долгосрочной перспективе эксперты не видят предпосылок для снижения цен на топливо, отмечая, что даже при нормализации работы НПЗ нынешние биржевые рекорды вряд ли окажутся последними. Согласно прогнозам аналитической компании Kpler, в России спрос на транспортное топливо сохранит устойчивую траекторию роста в 2025-2026 годах, чему будет способствовать ограниченное внедрение электромобилей и возобновляемых видов энергии в краткосрочной перспективе. Это означает, что давление на рынок со стороны спроса будет сохраняться, создавая дополнительные сложности для реализации планов Минэнерго по сдерживанию цен.
Таким образом, заявление Министерства энергетики о намерении удержать рост цен на бензин в рамках инфляции в 2026 году выглядит амбициозной, но крайне сложной для реализации задачей. Успех этой инициативы будет зависеть от целого ряда факторов — от нормализации работы нефтеперерабатывающих заводов и эффективности государственных мер регулирования до динамики спроса и мировых цен на нефть. Для российских автомобилистов следующий год, вероятно, станет периодом испытаний на прочность, когда способность государства управлять рыночными процессами будет проверяться на практике ежедневно при посещении автозаправочных станций.