Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.СегодняСегодня415 минОглавление

Показать ещёВместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.

Спустя два года после громкой посадки авиалайнера на пшеничное поле в Новосибирской области история получила неожиданное продолжение. Эдуард Семёнов, второй пилот того самого злополучного рейса авиакомпании «Уральские авиалинии», больше никогда не поднимется в небо — его уволили.

Непредсказуемый полёт

Утро 12 сентября 2023 года для авиарейса Сочи — Омск выдалось непростым. Никто и не мог предположить, что этот обыденный полёт превратится в испытание, достойное сценария для голливудского блокбастера. Во время захода на посадку в Омске на борту Airbus A320 произошёл отказ критически важной для самолёта «зелёной» гидросистемы — той самой, что управляет шасси и тормозной системой, и в результате экипаж решил направить борт в Новосибирск, где была более подготовленная для аварийной посадки инфраструктура.

Но обстоятельства в этот день были против экипажа: оставшиеся в выпущенном положении шасси и встречный ветер значительно увеличили расход топлива, и шансы добраться до запасного аэродрома стремительно таяли, как пломбир в июльскую жару. За 180 км до Толмачёво стало ясно — до полосы не дотянуть.

В этот момент судьбу 165 человек решил взгляд Эдуарда Семёнова. Заметив ровное пшеничное поле рядом с деревней Каменка, он вместе с командиром Сергеем Беловым принял рискованное, но единственно возможное решение в данной ситуации — посадить самолёт прямо на землю.

Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.

В 5:44 утра лайнер успешно приземлился между колосьями. Все 159 пассажиров и 6 членов экипажа выжили. Лишь пятеро обратились за медицинской помощью. СМИ моментально окрестили это событие «Чудом на пшеничном поле», сравнив его с аварийной посадкой в кукурузное поле в 2019 году.

Подвиг, который обернулся безработицей

На первый взгляд, такой поступок как минимум достоин благодарности со стороны руководства авиакомпании, но реальность оказалась куда суровее. Первым делом оба члена экипажа были временно отстранены от полётов, впрочем, это стандартная процедура до тех пор, пока не завершится расследование.

Но уже тогда было понятно, что что-то идет не так. Чиновники и руководство «Уральских авиалиний» угрюмо молчали, а сами пилоты, в отличие от своего коллеги Дамира Юсупова, который после похожего инцидента, произошедшего четырьмя годами ранее, стал звездой СМИ и был удостоен звания Герой Российской Федерации, вместо похвалы удостоились лишь косых взглядов.

В результате командир воздушного судна Сергей Белов сумел продержаться лишь до апреля 2024 года, после чего сам подал заявление об увольнении. А вот Эдуард Семёнов решил остаться, но его отправили в продолжительный неоплачиваемый отпуск.

Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.Сергей Белов и Эдуард СеменовСергей Белов и Эдуард Семенов

В результате семья фактически оставшегося без работы второго пилота оказалась в тяжёлом положении: трое детей, куча кредитов, отсутствие стабильного дохода и каких-либо перспектив. Жена Эдуарда Анна рассказывала журналистам, как муж, не теряя надежды, искал любую возможность заработать.

«Он работал кем придётся — и в такси, и грузчиком. Приходилось хвататься за всё», — с горечью делилась она.

Эдуард пересел за руль стареньких «Жигулей», приобретённых на последние сбережения, и ночами колесил по родному Екатеринбургу, подрабатывая частным извозом. Днём таскал тяжести на складах, лишь бы обеспечить семью самым необходимым. В свои 56 лет и с более чем десятилетним стажем в авиации он по-прежнему мечтал об одном — снова оказаться в небе. Но мечта, увы, оказалась несбыточной.

Виноваты пилоты или обстоятельства сильнее?

Многомесячное расследование, проведённое Росавиацией, завершилось весной 2024 года. Выводы комиссии оказались не в пользу экипажа: причиной аварийной посадки признали ошибки самих пилотов. В докладе говорилось о неверной оценке топливного запаса, о том, что не был учтён повышенный расход из-за выпущенных шасси, а также ставилось под сомнение решение отправиться в Новосибирск вместо более близкого Омска.

Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.

Сергей Белов позже признавался: одной из причин, по которой они не стали садиться в Омске, была боязнь заблокировать взлётно-посадочную полосу — в аэропорту попросту не было нужных специалистов и оборудования для обслуживания аварийной посадки.

«Нам рекомендовали выбирать аэродромы с технической поддержкой», — говорил он, осторожно ссылаясь на внутренние регламенты авиакомпании, которые впоследствии были быстро удалены из внутренней документации.

Эдуард Семёнов придерживается своей точки зрения: в той критической ситуации они сделали всё, что могли.

Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.Эдуард СеменовЭдуард Семенов

«Это поле заметил я. Я контролировал все приборы. Мы спасли людей», — сказал он в интервью журналистам «МК».

В его словах чувствовалась горечь: в реальных условиях, когда счёт идёт на секунды, любые инструкции могут оказаться бесполезными.

Кстати, сам самолёт так и не был поднят в воздух после аварийной посадки. Спустя почти полтора года, в январе 2025 года, его демонтировали прямо в поле. А ранее, в 2024 году, была выплачена компенсация всем пассажирам этого рейса на общую сумму 15,8 миллиона рублей, по 100 тысяч каждому.

Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.Медицинский приговор и прощание с небом

Не теряя надежды, летом 2024 года Эдуард прошёл переобучение, психологическую проверку, тренажёры. Всё ради шанса вернуться в кабину. Но в марте 2025 года его надежды рухнули. Центральная врачебно-лётная комиссия признала его негодным к полётам. Причины официально не раскрываются, но, по слухам, ключевую роль сыграли стресс, перенесённый в том полёте, и преклонный для пилота возраст.

Авиакомпания предложила ему работу на земле — в техобслуживании или офисе. Но для человека, жившего небом, это стало окончательным ударом. Он отказался. 20 марта 2025 года Семёнова уволили по статье 77 ТК РФ. Он молча подписал бумаги, собрал вещи и ушёл. По рассказам близких, он до сих пор бережно хранит свою лётную форму и фото того самого самолёта, застывшего среди золотых колосьев.

Портрет человека: Эдуард Семёнов

Родом из Верхней Пышмы, Эдуард с детства мечтал о небе. Закончил Минское авиационное училище, затем — Актюбинское высшее лётное. В «Уральских авиалиниях» трудился с 2013 года, налетал тысячи часов, воспитывал троих детей. Его любовь к профессии была искренней: каждое утро начиналось с проверки прогноза, а вечерами он рассказывал детям о полётах.

Вместо благодарности — увольнение и работа грузчиком. Как из пилота, который посадил самолет в поле и спас 165 человек, сделали крайнего.Экипаж борта Airbus A320Экипаж борта Airbus A320

После инцидента он не раз говорил жене: «Меня всё ещё тянет в небо». Рыбалка стала его отдушиной — на берегу озера он находил покой. Сейчас, потеряв небо, он ищет себя заново. Поговаривают, что он подумывает о преподавательской карьере — делиться опытом с молодыми пилотами. Но это пока лишь разговоры.

Финал или новая глава?

История Эдуарда Семёнова — не просто рассказ о героизме. Это напоминание о том, как мгновение может изменить судьбу. Самолёт разобран, компенсации выплачены, дело закрыто. Но в памяти останется тот момент, когда два пилота, несмотря на страх и давление, смогли подарить людям жизнь. А один из них — теперь уже бывший пилот — остался с воспоминаниями и надеждой, что его время ещё не прошло.