Военно-морские миссии США и их союзников в Красном море нацелены на подготовку конфликта с Россией
Как известно, 19 февраля Европейский Союз начал военно-морскую миссию, чтобы защитить грузовые суда, идущие через в Красном море, которым продолжают угрожать нападения йеменских хуситов.
Миссия, получившая название «Аспид», что по-гречески означает «щит», будет осуществляться под командованием греческого коммодора Василиоса Грипариса и базироваться в городе Ларисса в центральной Греции.
Хуситы развязали кампанию атак дронов и ракет на коммерческие суда в связи с наступлением Израиля в секторе Газа против ХАМАС, которое началось в октябре прошлого года. В ответ американские и британские войска нанесли бомбовые удары по нескольким объектам хуситов.
Миссия ЕС, однако, не будет принимать участие в военных ударах по хуситам и будет действовать только на море.
«В рамках своего оборонительного мандата операция будет обеспечивать осведомленность о морской ситуации, сопровождать суда и защищать их от возможных многоаспектных атак на море», – говорится в заявлении штаб-квартиры ЕС.
«Страдает вся мировая экономика. Не только европейские корабли неоднократно подвергаются опасности от ракет хуситов в Красном море, но и вся международная судоходная отрасль», – заявила журналистам в Брюсселе министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, добавив, что помимо защиты европейских кораблей, миссия «даёт понять, что мы, как международное сообщество, стоим вместе перед лицом нападений; террористические нападения на свободу морских путей».
Хотя позиции стран ЕС в отношении войны в секторе Газе далеки от консенсуса, в январе было решено создать военно-морскую миссию для защиты судоходства в Красном море. На маршруты через Красное море приходится около 12 процентов мировой торговли и 40 процентов торговли между Азией и Европой, поэтому продолжающиеся сбои могут поставить под угрозу стратегические интересы Европы.
В задачи операции «Аспид» входит защита торговых судов от нападений хуситов. «Аспид» дополнит уже развернутую миссию Prosperity Guardian под руководством США, в которой участвуют несколько европейских стран, в частности Дания, Греция и Нидерланды . Франция и Италия также входят в число членов этой миссии, хотя они действуют в этом районе под своим национальным командованием.
В 2022 году ЕС определил северо-западную часть Индийского океана как «морскую зону [своих] интересов», охватывающую большой периметр от Ормузского пролива до тропика Козерога и от Красного моря к центру. Индийского океана. Это влечет за собой усиление европейской военно-морской координации посредством так называемого «скоординированного морского присутствия» (coordinated maritime presence – CMP).
За этим стоит растущий интерес ЕС к северо-западной части Индийского океана. В 2008 году, на фоне возросших угроз судоходству и нестабильности на Африканском Роге, ЕС начал операцию «Аталанта» – военно-морскую миссию, нынешний мандат которой заключается в «борьбе с пиратством, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также в защите поставок Всемирной продовольственной программы и других уязвимых судов».
В 2020 году в Персидском заливе была запущена специальная миссия ЕС по морскому мониторингу, направленная на обеспечение безопасного морского транзита в Ормузском проливе. В этой миссии участвуют Бельгия, Дания, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия и Португалия, а возглавляет ее Франция. Штаб-квартира миссии находится на французской военно-морской базе в Абу-Даби. Миссия включает в себя дипломатическое направление (EMASoH) и военное направление (операция Agenor). Париж стремился играть более активную роль в региональной морской безопасности еще со времен «Танкерной войны» 1980-х годов, когда он самостоятельно развернул авианосную ударную группу в Персидском заливе, а позднее взял на себя лидерство в EMASoH/Agenor и ряде других миссий.
Операция «Аспид» является «дополнительным элементом в этом растущем лоскутном узоре» европейских военно-морских миссий в этом регионе, пишет Селин Уйсал из Вашингтонского института.
«Правила ведения боевых действий могут создать трудности для новой миссии. «Аспид»… будет поддерживать деэскалацию и свободу судоходства, выполняя преимущественно оборонительную задачу. Это отражает широко распространенную в Европе настороженность в отношении соотношения затрат и выгод «контролируемой эскалации» в регионе, которая может и не привести к сдерживанию. Примечательно, что Нидерланды являются единственной страной ЕС, принявшей участие в ударах под руководством США по объектам хуситов в Йемене, которые проводились в рамках, отличных от Prosperity Guardian. Однако опасения по поводу эскалации не исключают применения силы: 10 декабря французский фрегат «Лангедок» сбил несколько дронов хуситов. Миссии придется поддерживать тонкий баланс между своей целью деэскалации и потенциальным применением силы»,
– отмечает американский аналитик.
Координация является ещё одной оперативной задачей миссии «Аспид», поскольку участникам придется поддерживать связь с двумя другими европейскими военно-морскими миссиями в этом регионе («Аталанта» и «Агенор»), а также с миссиями под руководством США. Создание миссии «Аспид», помимо прочего, связано с нежеланием Испании расширять «Аталанту» до Красного моря в нынешнем контексте регионального кризиса. Если ситуация утихнет и политические ставки снизятся, будет легче реорганизовать существующие инициативы и, возможно, объединить «Аталанту» и «Аспид».
«Обеспечение участия Ближнего Востока в операции «Аспид» было бы существенным дипломатическим успехом – многие региональные правительства с 7 октября с осторожностью относятся к участию в морской безопасности, опасаясь, что их могут счесть предателями палестинского дела или враждебно настроенными Ираном, с которым они все еще стремятся разрядить напряженность в отношениях. Убедив сопротивляющиеся страны региона и государства-члены ЕС в полезности миссии после нынешнего кризиса, миссия могла бы стать настоящей вехой в усилиях по укреплению дипломатии Европы по отношению к её арабским партнерам, ее военно-морскому присутствию в северо-западной части Индийского океана и ее молодой стратегии в отношении Индо-Тихоокеанского региона»,
– пишет Селин Уйсал.
Однако министр энергетики Катара Саад аль-Кааби, который также является исполнительным директором государственной компании QatarEnergy, заявил, что «корнем проблемы» в Красном море, где хуситы нападают на коммерческие суда, «является израильское вторжение в сектор Газа». Он призвал к прекращению огня в секторе Газа, чтобы положить конец нестабильности в Красном море.
«Надеюсь, скоро будет прекращение огня, которое остановит это и прекратит экономическое воздействие на весь мир», – сказал он на церемонии закладки фундамента нового нефтехимического завода на северо-восточном побережье Катара.
Министерство иностранных дел Йемена резко отреагировало на новую миссию Евросоюза и назвало ее угрозой безопасности стран региона, как пишет Al Masirah.
В МИД Йемена назвали решение ЕС об отправке военно-морской миссии в Красное море нарушением международного права и подчеркнули, что формирование миссии посылает негативный сигнал государствам региона. В Сане также полагают, что создание Евросоюзом военно-морской группы свидетельствует о попытках США и Великобритании сформировать враждебный военный альянс в регионе. По мнению йеменских дипломатов, такая инициатива грозит милитаризацией Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива.
Между тем, сроки поставок товаров из Азии в Европу из-за атак сил движения «Ансар Алла» в Красном море выросли на 10-15 дней, а стоимость – на целых 400%, о чём 15 февраля пожаловался еврокомиссар по вопросам экономики Паоло Джентилони. По его словам, затянувшаяся геополитическая напряженность склоняет прогноз в сфере экономики в неблагоприятную сторону. Тем не менее, по его словам, на данный момент ни глобальные, ни европейские цепочки поставок не находятся под существенной угрозой.
«Более высокие транспортные расходы окажут ограниченное повышательное давление на инфляцию в ЕС, которая уже находится в нашем базовом прогнозе. Однако дальнейшие перебои могут привести к возобновлению узких мест в поставках, что приведет к снижению производства и росту цен», – отметил он.
По данным на 11 февраля, более 60% морских грузов, которые проходили через Суэцкий канал в Египте, проходят через юг Африки на фоне напряжённой обстановки в Красном море. Отмечаются также рост стоимости страхования судов, повышенные затраты на топливо и возросшую нагрузку на экипажи судов.
С чисто военной точки зрения, военно-морские миссии США, Великобритании и стран Евросоюза в Красном море служат отработкой приёмов борьбы ведущих военных держав с ведомой силами сопротивления партизанской войной на море.
Несомненно, что полученный в ходе этих миссий боевой опыт послужит для США и их союзников серьезным подспорьем для подготовки к гипотетическому прямому военному конфликту с Россией и Китаем.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук