Война ещё не началась, а Украина уже потеряла первые полмиллиарда евро

Война ещё не началась, а Украина уже потеряла первые полмиллиарда евро

На фоне раздуваемой из Вашингтона истерии авиаперевозчики и страховые компании лишили Украину воздушного сообщения: «ведь там теперь очень опасно».

Долгожданная война с Россией пока так и не началась, несмотря на многократный перенос «крайних сроков», анонсированных Западом, а Украина уже понесла первые потери – всего на полмиллиарда евро. Всего лишь. Так, мелочь. Но ведь это только начало…

Начать нужно здесь с расстановки точек над «и»: то, что Россия не собирается нападать на Украину, в Киеве отлично знают все – от президента до таксиста. Предельно доступно, чтобы дошло до всех и каждого об этом высказался депутат Рады Егор Чернев: «Без паники. Происходит самая масштабная информационная спецоперация США в интересах мира» – а дальше про то, что Вашингтон просто шантажирует Россию и своих союзников. Но в конце откровений Чернева была маленькая приписочка: «Для Украины в первую очередь это означает существенные экономические потери из-за оттока инвесторов и панических настроений. Но это война, и она не бывает без потерь».

Как хорошо знают все взрослые люди – самое главное в любом контракте пишется именно мелким шрифтом. Вот эта скромненькая приписочка специально вынесена в конец и оттенена  вдобавок мужественным стоицизмом, чтобы «не пугать клиента». А ведь есть, чему пугаться!

Итак, ряд европейских авиакомпаний восприняли «самую масштабную информационную спецоперацию» совершенно серьёзно, без иронии – и перестали залетать в воздушное пространство Украины. Причём вышло это как-то совсем уж демонстративно и оскорбительно: рейс ирландской компании SkyUp с Мадейры в Киев завернули на подлёте и посадили в Кишинёве. Дескать, «опасно же, Путин нападёт!» – и шокированных голодных пассажиров от Кишинёва до Киева трясли в автобусах.

Аналогично поступила нидерландская компания KLM – полёты остановлены, продажа билетов отменена.

А как, собственно, реагировать авиакомпаниям из самых разных стран, если посольства этих стран уже экстренно эвакуировались из Киева? У них, у посольств, «информационная спецоперация», но мы-то деньгами рисковать тоже не хотим! Так что, на всякий случай…

Двумя компаниями дело не ограничилось – дальше всё стало стремительно ухудшаться. Подлый удар по адептам «без паники» нанесли страховые компании – и вот это уже действительно получилось больно. Пул крупнейших страховых фирм мира решил отказаться покрывать страховые случаи при полётах над Украиной. А что это значит?

А то и значит, если кто не в курсе, что самолёты авиакомпаниям не принадлежат, а преимущественно берутся в лизинг. Фактический владелец бортов очень беспокоится об их благополучии и потому требует страхования каждого самолёта на сумму его стоимости плюс ещё сколько-то. Более того, авиакомпания должна также страховать не только «железо», но и свою гражданскую ответственность – а это ещё 550 миллионов долларов в год для фирмы. И вот теперь всё это делать негде! А нет страховки – нет полётов.

«Но и это ещё не всё!» (голосом Леонида Якубовича) – находящиеся в лизинге у авиакомпаний не только иностранные, но и украинские самолёты нужно по требованию страховщиков физически эвакуировать с Украины! Физически. Чтобы никакой осколок или пуля их случайно не задели. Причём, что совсем уж подло, касается это не только коммерческих, но и частных самолётов (они-то тоже обязательно застрахованы). По этой причине «Флайтрадар» показал оживлённейший отток из Киева чартерных рейсов. Богатые люди бросились убирать своё летающее имущество.

Короче, всё это привело к тому, что Украина осталась не только без авиасообщения, но и без самолётов как таковых. То есть, «ежели чего», то даже бежать не на чем будет.

При этом, что отдаёт особенным цинизмом, полёты в «страну-агрессор» та же KLM отнюдь не отменила. Все направления остаются в силе: можно летать самолётами из Москвы, Петербурга, Новосибирска и так далее. В этом видно некое изощрённое коварство: вера европейского бизнеса в «российско-украинский конфликт» проходит отметку «на Украине становится опасно», но не доходит до отметки «Россия представляет угрозу для европейцев», и уж тем более – до точки «разрываем авиасообщение с агрессором». Там перебор, тут недобор.

И вот чтобы разобраться с этим неожиданным последствием «информационной спецоперации» в виде – таки да! – «существенных экономических потерь из-за оттока инвесторов и панических настроений», правительство Украины было вынуждено забраться в собственный небогатый резервный фонд бюджета и достать оттуда 520 миллионов евро, чтобы отдать их страховым компаниям и возобновить авиаперевозки. Впрочем, это пока только демонстрация намерения, а как отреагируют сами страховщики и пойдут ли они на такие компенсации (и когда) – далеко не простой вопрос.

И ведь это только начало! В Киеве уже на официальном уровне признали, что никакой войны не будет, а это просто американский шантаж – но продолжают, волей-неволей, играть в навязанную американцами игру. Чем больше будет следующих «точных дат российского вторжения», тем ниже будут украинские кредитные рейтинги, курс гривны и прочие показатели, не умеющие играть в понимающее подмигивание «мы же знаем, что это всё понарошку». Чем всё в итоге закончится, какими убытками для украинского бюджета – можно только гадать, но вот первые полмиллиардика уже вылетели в трубу. В самолётные выхлопные сопла.