Война в Южно-Китайском море ударит по всем секторам экономики Австралии, перекрыв ей импорт топлива
Новое исследование, проведенное по заказу министерства обороны Австралии, показывает, что морской конфликт с Китаем ударит по всем секторам экономики. Но, бряцание оружием Китая вокруг Тайваня подчеркивает необходимость того, чтобы Австралия была готова к конфликту в Южно-Китайском море.
С растущими военно-морскими и военно-воздушными силами, а также базами, построенными по всему региону, Китай все больше способен нарушать морские пути, имеющие решающее значение для экспорта и импорта Австралии. Особую озабоченность вызывает зависимость Австралии от жидкого топлива, импортируемого через судоходные пути Южно-Китайского моря. Эта зависимость стала более заметной за последние несколько десятилетий, поскольку все местные нефтеперерабатывающие заводы, кроме двух, закрылись. Таким образом, хотя Австралия экспортирует сырую нефть, она импортирует около 90% очищенного топлива.
Исследовательская группа была уполномочена Министерством обороны проанализировать угрозы для морских цепочек поставок Австралии в Индо-Тихоокеанском регионе (Южно-Китайское море и Восточно-Китайское море). Согласно расчетам, крупный конфликт может угрожать маршрутам, по которым поступает 90% импорта очищенного топлива из Южной Кореи, Сингапура, Японии, Малайзии, Тайваня, Брунея и Вьетнама. Даже если маршруты между этими странами и Австралией не проходят через Южно-Китайское море, большая часть сырой нефти, которую эти страны импортируют для производства очищенного топлива, все же проходит.
Анализ уязвимости. Этот анализ является первым, проведенным по заказу Министерства обороны, в отношении конкретной угрозы длительных сбоев в цепочке морских поставок из-за конфликта в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Он основан на более широком анализе уязвимостей цепочки поставок, таком как промежуточный обзор безопасности поставок жидкого топлива Министерству энергетики и окружающей среды за 2019 год и отчет Комиссии по производительности за 2021 год, вызванный дефицитом импорта из-за пандемии.
Обзор безопасности жидкого топлива 2019 года показал, что Австралия импортирует 90% своих потребностей в очищенном топливе. В 2018 году всего пять азиатских стран поставляли 87% импорта топлива: Южная Корея (27%), Сингапур (26%), Япония (15%), Малайзия (10%) и Тайвань (9%). Остальная часть пришла из Индии (6%), Ближнего Востока (1%) и остального мира, включая Вьетнам и Филиппины (6%).
Уязвимости маршрута доставки. Анализ включал изучение данных GPS о трафике танкеров и грузовых судов в Южно-Китайском море и регионе Восточно-Китайского моря. Дело не только в маршрутах доставки между странами происхождения топлива и Австралией. Именно сюда эти страны импортируют сырую нефть, которую перерабатывают в бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, судовое топливо и керосин.
Более 80% импорта сырой нефти в Сингапур, Южную Корею и Японию поступает с Ближнего Востока, проходя через узкий Малаккский пролив, отделяющий Малайский полуостров от индонезийского острова Суматра. Таким образом, в то время как экспортные маршруты из Японии и Кореи в Австралию могут миновать Южно-Китайское море, их импортные маршруты не могут. Любое длительное закрытие Южно-Китайского моря заставит танкеры выбирать альтернативные маршруты. Более длинные маршруты приведут к увеличению стоимости фрахта и нехватке танкеров. Последствия для Австралии неизбежны.
Планирование и готовность. Как отмечается в обзоре безопасности поставок жидкого топлива за 2019 год, Австралия является исключением в своем подходе к безопасности жидкого топлива. Сопоставимые страны управляют топливной безопасностью как частью своих стратегических возможностей. Для сравнения, Австралия предпочла применять минимальное регулирование или государственное вмешательство в погоне за эффективным рынком, который поставляет топливо австралийцам как можно дешевле.
До сих пор стратегическое планирование Австралии в отношении конфликта в Южно-Китайском море в основном было сосредоточено на военных потребностях. С растущим военным потенциалом и воинственностью Китая больше нет места для самоуспокоения по поводу отсутствия у Австралии энергетической безопасности. Семинар инженерных экспертов, созванный в 2019 году для Министерства обороны, определил, что в Австралии закончится жидкое топливо в течение двух месяцев после серьезного длительного сбоя в импорте. Это окажет каскадный эффект на все сектора экономики, нанеся ущерб транспорту, продовольственной безопасности и аварийно-спасательным службам. Среди прочего эксперты предупредили, что нехватка дизельного топлива для резервных генераторов в больницах и других зданиях может иметь катастрофические последствия в случае масштабного отключения электроэнергии.
Есть пять основных способов снизить уязвимость Австралии: диверсифицировать источники импорта; увеличить местные мощности по переработке; уменьшить зависимость от ископаемого топлива; увеличить стратегические резервы; а также обучать и готовить население к возможной нехватке. Все это потребует планирования государственных ведомств совместно с различными отраслями промышленности, включая розничную торговлю топливом, нефтеперерабатывающие заводы и импортные терминалы, производство, грузовые перевозки, морское дело, оборону и другие соответствующие заинтересованные стороны.
Ричард Олорунтоба, профессор Университета Кертин; Буи Кам, профессор Университета RMIT; Хонг-Оан Нгуен, профессор Университета Тасмании; Мэтью Уоррен, директор Центра исследований и инноваций в области кибербезопасности Университета RMIT; Прем Чхетри, профессор Университета RMIT; Вин Тай, профессор Университета RMIT.