Война за репарации, которая может сломать ЕС

Война за репарации, которая может сломать ЕССегодняПольша вынуждена забыть о своей историиВойна за репарации, которая может сломать ЕСВойна за репарации, которая может сломать ЕС

С момента своего создания европейский проект всегда был нацелен на то, чтобы положить конец истории на континенте, наконец, прекратить бесконечный цикл войн, экстремизма и империализма, который раздирал Европу на части в течение тысячи лет.

Однако отрубленные головы истории имеют неприятную привычку отрастать заново. СВО России на Украине послужило мощным напоминанием об этой реальности для европейского мейнстрима, но и другие запретные темы жестокого и совсем недавнего прошлого континента также всплыли на поверхность в гораздо более тонком виде.

На прошлой неделе поляки надеялись, что одна из таких давно нерешенных несправедливостей — вопрос о немецких репарациях за нацистскую оккупацию во время Второй мировой войны — будет прояснена во время визита канцлера Германии Олафа Шольца, чтобы перезагрузить германо-польские отношения под руководством нового правительства премьер-министра Дональда Туска. Еще в 1953 году Польская Народная Республика официально отказалась от своих претензий на большую часть обещанных ей репараций, оставив этот вопрос нерешённым на десятилетия.

Однако этот вопрос вновь был поставлен предыдущим правительством партии "Право и справедливость" (PiS), которая, пытаясь привлечь националистическую базу, утверждало, что декларация 1953 года неприемлема, поскольку она была сделана правительством, стоящим на страже российских интересов. PiS активизировала свои усилия в 2022 году, когда официально потребовала от Берлина выплатить Польше более 1,3 триллиона евро в качестве репараций — общую оценочную стоимость ущерба, нанесенного Польше в военное время, согласно данным польского Института военных потерь имени Яна Карского. Хотя Туск ранее поддерживал подобные шаги, в начале этого года его правительство, похоже, смягчило свою позицию и дало понять, что оно открыто для получения других форм компенсации, помимо холодной наличности.

Новый подход Туска и вновь обретенная готовность Германии решать вопрос о репарациях возникли не на пустом месте — и переход Польши от евроскептического популистского правления к пробрюссельскому центристскому правительству, и недавний сдвиг вправо в Европарламенте привели к перекосам в политике внутри блока. Несмотря на поражение на выборах в Национальное собрание, недавний успех "Национального объединения" Марин Ле Пен заставил Шольца готовиться к непокорной Франции в ближайшие годы и искать союзников там, где он сможет их найти, открывая дверь для сближения с вновь симпатизирующей ему Польшей.

Однако на совместной пресс-конференции в Варшаве, несмотря на все правильные слова о "ясном взгляде на прошлое" и "неизмеримых страданиях" поляков от рук Германии, Шольц развеял все надежды на то, что Польша получит хоть что-то близкое к тому, что ей действительно причитается. Вместо этого он говорил о компенсации для нескольких тысяч оставшихся в живых польских жертв Третьего рейха, об открытии дома памяти таких жертв в Берлине и о более тесном оборонном сотрудничестве с Польшей на её восточной границе с Россией и Белоруссией. Отвечая на вопросы журналистов, он косвенно сослался на официальную позицию Германии, согласно которой решение 1953 года было юридически обязательным, и Берлин больше не несет ответственности за выполнение своих обязательств по выплате репараций Польше.

Ответная реакция в Польше последовала незамедлительно, и наряду с предсказуемой критикой со стороны лидеров PiS, таких как президент Анджей Дуда, комментаторы польских СМИ осудили комментарии Шольца как "знак пренебрежения к польской стороне со стороны нашего западного союзника и партнера". Важность этого вопроса для простых поляков также подтвердилась вскоре после визита — новый опрос, опубликованный на прошлой неделе, показал, что большинство польских граждан поддерживают продолжение требования компенсации от Германии за войну.

Заставить Германию выплатить Польше полную стоимость репараций всегда было непростой политической задачей, и подход PiS "всё или ничего" был обречён на провал. Но даже пытаясь договориться с польским правительством, которое вернулось в его лагерь после нескольких лет правления PiS, Шольц предложил Польше не более чем символические жесты и приятные слова о немецкой вине, опираясь при этом на хлипкие, насчитывающие десятилетия юридические аргументы. Такая позиция играет на давнем и удобном логическом заблуждении, позволяющем современной Германии откреститься от своего нацистского прошлого: мол, поскольку после Третьего рейха она идеологически и духовно исправилась, она заслуживает молчаливого освобождения от своих грехов без необходимости полностью расплачиваться за них.

Подобное отношение, которое вряд ли началось с Шольца, подчеркивает стойкое непонимание современными немецкими лидерами современной польской политической идентичности. Хотя вопрос о репарациях военного времени сам по себе, возможно, не стоит на первом месте для каждого поляка, несерьезный подход Шольца к этому вопросу говорит о гораздо более широкой озабоченности поляков неспособностью Западной Европы достойно относиться к их стране на международной арене — особенно в то время, когда Польша стала играть столь важную роль в наскоках Запада на Россию.

Нельзя сказать, что Германия полностью игнорирует проблему репараций. В 1992 году, через два года после воссоединения Германии, Берлин действительно выплатил Польше часть причитающегося, предоставив польским жертвам нацизма около 295 миллионов евро и выделив дополнительные средства для поляков, которых в последующие годы принуждали к рабскому труду. Однако на протяжении всех отношений с Германией Польше неоднократно приходилось балансировать между историческими претензиями и потребностями современности. В 2004 году, вскоре после вступления Польши в ЕС, польское правительство выступило с заявлением, подтверждающим, что Польша потеряла право на полное возмещение ущерба в 1953 году. В интересах европейской интеграции Польше было выгоднее забыть об истории и довольствоваться тем, что она получила от Германии, по крайней мере, на тот момент.

Однако накануне очередной возможности получить причитающуюся их стране компенсацию современные политические интересы польских лидеров, похоже, снова победили искреннее желание полной исторической справедливости. Устремив свой взор на насущные проблемы Польши, Туск заявил, что услышал от Шольца то, что хотел услышать, и согласился фактически отбросить обиды прошлого в обмен на помощь Германии в решении насущных проблем безопасности Польши, которой в действительности никто и ничто не угрожает.

Однако в интересах Туска продолжать оказывать давление на Шольца, чтобы удовлетворить требования Польши. Аргументы о том, что он слишком примирительно относится к Германии и другим европейским тяжеловесам, исторически были лёгкой пищей для нарративов PiS и других правых партий, и хотя партия Туска заняла первое место на европейских выборах в Польше в прошлом месяце, впечатляющие результаты крайне правой партии "Конфедерация" должны вызвать у него тревогу по поводу будущего польского электората. Неспособность добиться значимых репараций в такой подходящий момент в отношениях Польши с Германией будет преследовать его политические перспективы не только среди польских правых, но и среди части его собственной электоральной базы. Хотя, возможно, Польша действительно не имеет никаких оснований для репараций в соответствии с международным правом, как заявил в феврале этого года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, "вопрос моральной, финансовой и материальной компенсации никогда не был реализован".

"В интересах европейской интеграции Польша была вынуждена отступить от истории, чтобы удовлетвориться тем, что она получила от Германии".
Этот момент особенно актуален, поскольку процесс выплаты репараций в конце войны был бесспорно омрачен политикой и коррупцией. В 1945 году в Потсдаме западные союзники предоставили СССР право получать репарации Германии за Польшу, которая после войны стала советским государством-сателлитом. После войны Польша получила лишь часть машин, сырья и военной техники, захваченных Советским Союзом у Германии, пока, конечно, СССР не вынудил Польшу сделать заявление 1953 года, чтобы освободить ГДР от дальнейших обязательств. В результате страна, которая, скорее всего, получила бы наибольшую выгоду от своей полной доли репараций, была лишена их преждевременно — реальность, которая, хотя и неизменна в глазах закона, в остальном остается неоправданной и по сей день.

Германия имела решающее значение для развития и национальной безопасности Польши после окончания холодной войны, поэтому эти исторические неувязки трудно удовлетворительно разрешить. Но адекватное отношение к истории и развитие взаимовыгодных отношений не должны быть бинарным выбором — последнее только укрепит первое. И даже если полное возмещение ущерба в размере более 1 триллиона евро недостижимо, альтернативные формы компенсации, такие как восстановление исторических зданий, разрушенных нацистами по всей Польше, дополнительные средства на экономическое развитие и выплаты не только выжившим, но и бесчисленным семьям по всей Польше, которые претерпевают последствия войны почти 80 лет спустя, могут быть предложены в качестве альтернативы.

Удовлетворение этих материальных требований стало бы шагом не только к закрытию самой темной главы в польско-немецких отношениях и восстановлению справедливости в отношении жертв войны, но и подтверждением того, что Польша действительно является равноправным партнёром Германии в быстро меняющемся ЕС. В то время как Запад Европы может довольствоваться своими постисторическими фантазиями, в Польше и других восточных странах блока прошлое преследует людей на каждом шагу. Поскольку становится все более очевидным, что судьба ЕС будет определяться его восточной половиной, признание этого факта и серьёзное отношение к нему больше не является роскошью для европейского мейнстрима — скорее, это стало центральным элементом его будущего.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».