Володин поставил под вопрос домашние задания: Госдума ищет ответ на ИИ и перегрузку школьников

Володин предложил Госдуме обсудить отмену домашних заданий в школах

Проблема перегруженности учеников домашними заданиями и их эффективность в эпоху искусственного интеллекта вынесена на федеральный уровень. Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин объявил о планах депутатов детально обсудить возможную отмену или радикальное реформирование традиционных домашних заданий в российских школах уже в следующем месяце.

Поводом для инициативы стали растущая доступность технологий ИИ для учащихся и постоянные жалобы на чрезмерную учебную нагрузку, негативно сказывающуюся на здоровье и свободном времени детей. «Планируем в следующем месяце вернуться к вопросу чрезмерной нагрузки на школьников. В этой связи предлагаю обсудить тему, которая звучит среди родителей и профессионального сообщества, – отмена домашних заданий», – заявил Володин.

Актуальность темы подтверждается широким общественным резонансом. Спикер напомнил, что вопрос уже поднимался ранее и вызвал активную реакцию граждан. «Более половины из десяти тысяч комментариев, оставленных пользователями, подтвердили наличие проблемы перегруженности школьников», – отметил он. Несмотря на обращение Госдумы к правительству с запросом о рассмотрении этой проблемы, конкретных решений или предложений от кабмина пока не поступило.

Ключевой аргумент Володина – утрата эффективности домашних заданий в их привычной форме. По его мнению, распространение технологий искусственного интеллекта и легкодоступных готовых решений в интернете превращает самостоятельную работу дома в фикцию. «Домашние задания в их нынешнем виде зачастую теряют свою эффективность, так как ученики все чаще прибегают к помощи искусственного интеллекта или поиску готовых решений в интернете, что превращает самостоятельную работу в формальность», – подчеркнул председатель Госдумы.

При этом Володин не исключает саму идею самостоятельной работы, но предлагает пересмотреть ее формат, опираясь на международный опыт. «Мир имеет различный опыт организации самостоятельной работы школьников и существуют примеры, когда домашние задания носят исследовательский или творческий характер, способствуя более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления», – указал он. Такой подход, по его мнению, мог бы быть более устойчивым к «списыванию» с помощью ИИ и действительно развивал бы необходимые навыки.

«Дети должны развиваться, а не искать готовые ответы при помощи различных программ и ИИ. Как вы считаете: насколько эффективно выполнение домашнего задания в текущем виде? По каким предметам оно действительно необходимо и в какой форме? Где оно должно выполняться: в школе после уроков или дома?»

Володин акцентировал критическую важность мнения всех заинтересованных сторон в этом сложном и чувствительном вопросе. «Володин акцентировал внимание на важности мнения родителей, учителей и экспертов при принятии решения по этому вопросу». Он прямо призвал к широкому общественному и профессиональному обсуждению не только самого факта отмены, но и возможных альтернативных форматов самостоятельной работы, а также места ее выполнения – в стенах школы под контролем педагога или традиционно дома.

Цель предстоящего обсуждения в Госдуме – найти оптимальный баланс. Как отметил спикер, необходимо создать такую систему, которая позволит «детям развиваться, а не просто искать готовые ответы». Предстоящая дискуссия в парламенте должна дать старт поиску решения, способного снизить нагрузку на учеников, повысить реальную эффективность обучения в условиях цифровой эпохи и учесть мнение педагогического сообщества и родителей. Вопрос о судьбе домашних заданий, долгие годы считавшихся неотъемлемой частью учебного процесса, теперь нависает дамокловым мечом возможных фундаментальных изменений.