Воспоминание об Анджане

Протесты против предлагаемых изменений в её статусе, сопровождавшиеся насилием, охватили автономную Республику Каракалпакстан.Воспоминание об Анджане«Лувр в пустыне» — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого в Нукусе.

В конце прошлой недели беспорядки охватили Нукус, столицу Каракалпакстана — автономной республики в составе Узбекистана. Протесты, изначально носившие мирный характер, были вызваны предложенными поправками к Конституции Узбекистана, направленными на преобразование статуса Каракалпакстана из мнимой автономной республики в обычную провинцию страны.

Это было самое крупное политическое насилие в Узбекистане после андижанской резни 2005 года, когда полиция пыталась подавить антиправительственные протесты, в результате чего, по официальным оценкам, погибло 187 человек. События в Андижане бросили тяжёлую тень на Узбекистан более чем на десятилетие, поскольку правительство ныне покойного бывшего президента Ислама Каримова изолировало себя, прервав большую часть своих связей с миром, ибо оно обвиняло как Соединенные Штаты, так и Европу в разжигании так называемой цветной революции.

Когда появились новости о конституционных изменениях, в Нукусе и других городах Каракалпакстана начались акции протеста. Узбекскому правительству в Ташкенте пришлось вызвать солдат из-за пределов Нукуса, поскольку некоторые местные правоохранительные органы встали на сторону протестующих. Хотя протесты начались мирно, в ночь на 1 июля насилие обострилось.

Детали эскалации насилия неясны, но ясно то, что полиция стреляла по протестующим, а протестующие избивали солдат, с которыми они столкнулись. К моменту, когда 2 июля дым рассеялся, узбекские официальные лица заявили, что 18 человек были убиты и 243 человека получили ранения, в том числе 18 сотрудников правоохранительных органов.

2 июля, на следующий день после самого кровавого насилия, президент Узбекистана Шавкат Мирзияев, пришедший к власти в 2016 году, вылетел из Ташкента в Нукус и выступил перед местным парламентом. Он пообещал, что предложенные конституционные поправки будут отклонены, и раскритиковал парламентариев за то, что они не сообщили ему о возражениях граждан. Он вернулся в Ташкент только для того, чтобы на следующий день снова вылететь в Нукус, чтобы строго предупредить людей о том, что призывы к сепаратизму и беспорядкам будут подавлены, а виновные — наказаны.

Почти сразу после избрания на второй и последний срок в октябре 2021 года в ходе голосования, которое Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе охарактеризовала как неконкурентное, Мирзияев предложил разработать новую конституцию. Хотя он мотивировал это необходимостью защиты гражданских свобод, было ясно, что основной целью изменений станет продление срока полномочий президента.

Согласно действующей конституции, президент ограничен двумя пятилетними сроками. Новая конституция позволит Мирзиёеву переустановить часы, что позволит ему избираться ещё на два срока. Более того, предлагаемые изменения продлевают срок полномочий президента с пяти до семи лет.

Это знакомая песня. Предшественник Мирзияева, Каримов, делал то же самое в течение десяти лет (а ещё раньше, изменив конституцию Белоруссии, обнулил свои предшествующие президентские каденции Александр Лукашенко). В 2011 году он внес изменения в конституцию, которые позволили ему сбросить срок полномочий. Благодаря этим изменениям и другим юридическим маневрам Каримов смог оставаться у власти с 1991 года до своей внезапной смерти от инсульта в 2016 году. Так что своими инициативами Мирзияев, похоже, следует тому же авторитаристскому курсу.

Придя к власти в 2016 году, Мирзиёев вышел из тени своего предшественника и приступил к ряду экономических и социальных реформ. Он открыл границы страны и позволил людям свободно путешествовать по региону, либерализовал валюту, чтобы ею можно было свободно торговать, открыл средства массовой информации и даже призвал граждан критиковать правительство.

Вместе эти изменения привели к тому, что экономика стала более динамичной, появились зачатки гражданскому общества. Хотя другие политические реформы продвигались медленно, и неправительственным организациям по-прежнему трудно работать в стране, всё же теперь существует активное неформальное гражданское общество, которое очень активно использует социальные сети и электронные платформы.

С началом пандемии коронавируса правительство отменило некоторые реформы, начатые всего несколько лет назад. Например, средства массовой информации заявляют об усилении притеснений и цензуры со стороны правительства, а буквально на прошлой неделе в Ташкенте учёные и активисты заявили, что новые правила создали непреодолимые препятствия для получения иностранных грантов для их деятельности.

Несмотря на это, Мирзияев остается достаточно популярной фигурой в Узбекистане. Его реформы обеспечили высокий уровень экономического роста и привлекли новые иностранные инвестиции в когда-то автаркическую экономику страны, и он, конечно, поработал над восстановлением сильно испорченных отношений с соседними странами, Россией и Западом.

Когда в конце июня парламент страны поделился предложенными изменениями, на большинство из них не последовало никакой реакции. Общество уже было готово к тому, что конституция позволит продлить срок правления Мирзияева и вроде бы махнуло на это рукой: на Востоке к авторитаризму не привыкать. Но именно изменение статуса Каракалпакстана удивило всех, даже наблюдателей в Ташкенте.

В ночь жесточайшего насилия в Нукусе бывший «комсомольский бог» Мирзияев (был знаком с ним в бытность его секретарём комитета комсомола Ташкентского сельхозинститута), по иронии судьбы, произносил торжественную речь перед молодежью страны в Ташкенте, обещая «новый Узбекистан». Краеугольным камнем его идеи является открытость миру. Насилие в Каракалпакстане заставляет многих задуматься о том, не идет ли речь об этой открытости, поскольку конституционные реформы кажутся возвратом к прежним дням.

В отличие от быстрорастущего Ташкента, Каракалпакстан является одним из беднейших регионов Узбекистана. Он входил в состав Узбекистана как автономная республика с советских времен. Это означало, что регион имел свой номинальный парламент и правительство. Самое главное, это позволило региону придать каракалпакскому языку официальный статус.

Когда Узбекистан стал независимым, Каракалпакстан не стремился к независимости для себя. Однако он сохранил свой статус автономной республики с теми же институтами, которые были созданы советской властью, только теперь в составе независимой республики Узбекистан и по-прежнему под твёрдой рукой Ташкента.

Хотя Каракалпакстан составляет около трети территории Узбекистана, в нём проживает всего 2 миллиона человек из примерно 35 миллионов населения страны. Это малонаселенный пустынный район, в котором, как известно, находится ныне высохшее Аральское море, когда-то бывшее четвертым по величине озером в мире. В советское время использовалось так много воды из рек, которые питали море, для производства хлопка — чрезвычайно водоёмкой культуры, — что море со временем высохло. Сегодня его практически нет.

Высохшее Аральское море оставило после себя ужасное наследие токсичной пыли, представляющей собой смесь соли и пестицидов. Помнится, когда я в последний раз летел из Ташкента в Ростов-на-Дону в октябре 1991 года, уже тогда из иллюминатора лайнера хорошо были видны белёсые языки этой адской смеси, простиравшиеся до самого Каспия. Это привело регион к экономической катастрофе, а также к широкому распространению таких заболеваний, как рак, туберкулёз и анемия. Уровень младенческой смертности в этом регионе намного выше, чем в остальной части Узбекистана, у детей высокий уровень заболеваний сердца и почек, а заболеваемость раком просто зашкаливает.

Тем не менее Каракалпакстан никогда не видел такого масштабного насилия, как на прошлой неделе. Некоторые активисты гражданского общества требовали больших культурных прав и мечтали о независимости, но существовало молчаливое понимание того, что этот бедный регион никогда не сможет позволить себе независимость. Лишь треть населения автономной области составляют этнические каракалпаки. Остальная часть региона поровну поделена между казахами и узбеками. Но, слава аллаху, каракалпаки хотя бы имеют свой язык, литературные и культурные традиции. А уж Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого в Нукусе — вообще место мирового паломничества, поскольку музей обладает второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда, да и вообще является по общему признанию лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе.

Надо отдать ему должное, с момента прихода к власти Мирзияев сделал серьезные инвестиции в этот обедневший регион. Эти инвестиции вышли за пределы Нукуса и достигли таких городов, как Муйнак, Кунград и Турткуль. Обнищавший город Муйнак, который когда-то был центром рыбной промышленности Советского Узбекистана, на берегу бывшего Аральского моря теперь имеет чистую питьевую воду и аэропорт.

Каракалпакстан также выиграл от большей региональной открытости Узбекистана при Мирзияеве. Оттуда регулярно ходят поезда до Алматы, крупнейшего города Казахстана, и многие ездят по работе в Казахстан и Россию. Ташкент облегчил жителям выезд. В некотором смысле в последние годы в Каракалпакстане произошло возрождение, которое мало кто ожидал. Казалось, дела пошли лучше.

И вот… Пока страна ждала предложенных конституционных поправок, никто не ожидал изменения статуса Каракалпакстана. Большинство реформ, широко обсуждавшихся публично, касались изменений в правовой системе, а также продления срока президентских полномочий.

25 июня конституционная комиссия, назначенная парламентом, приняла предложенные поправки. По действующей конституции Каракалпакстан, помимо автономии, пользуется правом на отделение. Предлагаемые изменения не только лишали бы регион этого суверенного права, но и понизили бы его статус с автономного образования внутри Узбекистана до обычной провинции.

В Ташкенте было ощущение шока, когда обнародовали предложенные поправки. Общественность ожидала изменения президентских сроков, поскольку о них открыто говорил один из ближайших советников президента. Но об изменении статуса Каракалпакстана не было и речи.

Сразу после того, как об изменениях стало известно, местные журналисты предсказали, что без протестов дело не обойдётся.

Многие задаются вопросом: почему правительство решило внести эти изменения именно сейчас?

Одно из объяснений состоит в том, что ташкентское правительство поверило своей собственной колыбельной: благодаря масштабным государственным инвестициям оно смогло купить тишину в регионе. Хотя в Каракалпакстане есть некоторое стремление к независимости, этого едва ли достаточно, чтобы вызвать сепаратистское движение. Поскольку Каракалпакстан все больше зависит от инвестиций и финансовых переводов из Ташкента, неясно, какую экономическую выгоду принесет отделение для этого отдаленного бедного региона.

Статус Каракалпакстана не был острым политическим вопросом в течение последних нескольких лет. Казалось, что благодаря большему вниманию и инвестициям, а также с более открытым границам политика Мирзияева в отношении этого региона увенчалась успехом.

Возможно, мы никогда не узнаем, почему Ташкент принял решение отказаться де-юре от автономии Каракалпакстана. Этот шаг перекликается с обвинением, которое президент России Владимир Путин предъявил Ленину накануне спецоперации России на Украине. Он раскритиковал ленинскую национальную политику, которая давала малым народам право на самоопределение в конституциях советской эпохи, как «бомбу замедленного действия».

Возможно, официальные лица в Ташкенте были обеспокоены подобной перспективой, когда смотрели на Каракалпакстан, регион, где никогда не было крупномасштабных националистических движений. Тем не менее, по словам Путина, именно закрепление права на самоопределение вызвало у малых народов потребность в большем самоопределении. По мнению проузбекского правительственного аналитика, право Каракалпакстана на отделение должно быть отменено, поскольку это может привести к «заговору внешних сил».

Кроме того, в 2018 году в регионе были обнаружены крупные запасы газа. Это сделало регион более ценным, чем он был в прошлом. Даже маловероятная возможность отделения может сильно нервировать Ташкент, поскольку Каракалпакстан обладает природными ресурсами, которые, по мнению некоторых местных лидеров, могли бы поддерживать его как независимое образование.

Доверие между Каракалпакстаном и центральным правительством Узбекистана подорвано. Так много доброй воли, проявленной центром к Нукусу, испарилось с принятием конституционных реформ.

Кризис также показывает, насколько правительство оторвано от своего народа, и неудачи усилий президента по привлечению граждан, которые были краеугольным камнем его внутренней политики. Без более открытых СМИ, менее контролируемых выборов и способности гражданского общества к свободной организации Узбекистан всегда будет подвергаться риску неожиданностей — в точности как и путинская Россия.

То, как власти отреагируют на насилие в Нукусе, может определить будущее внутренней и внешней политики страны. Вместо того, чтобы искать источники конфликта внутри себя, большинство стран региона возлагают вину на внешние силы, возлагая вину на множество действующих лиц, от американцев до русских и исламистских экстремистов.

Узбекистан находится на жизненно важном перепутье, как с точки зрения его географии, так и с точки зрения выбора политики. Если страна решит открыто противостоять тому, что произошло, и сохранить достигнутую открытость, она сможет извлечь выгоду. Международный валютный фонд прогнозирует, что, учитывая траекторию экономических реформ, страна имеет хорошие возможности для продолжения быстрого экономического роста и сокращения бедности в предстоящее десятилетие вдвое.

Географически Узбекистан занимает важное положение, поскольку он соприкасается с другими четырьмя странами Средней Азии, а также с Афганистаном и имеет самое большое население среди всех стран региона. Если Узбекистан решит уйти в себя из-за этих событий и закроет свои открытые границы, а также ограничит обмены с внешним миром, это может поставить под угрозу рост и стабильность во всем регионе. Что также чревато дальнейшей нестабильностью в долгосрочной перспективе.

Предложенные конституционные поправки были очевидной, но неосознанной ошибкой правительства Мирзияева. Она выявила несостоятельность его усилий по вовлечению граждан в отсутствие подлинно представительного управления. Тот факт, что Мирзияев быстро отменил предложенные изменения, стал долгожданным шагом для жителей Нукуса.

Ташкент утверждает, что насилие давно планировалось «иностранными злонамеренными силами… [чьей] основной целью является посягательство на территориальную целостность Узбекистана и создание межэтнического конфликта». Почти те же басни, что мы слышали в январе и в Казахстане. Но разве США, Россия Исламское движение Узбекистана или какой-то неизвестный пока шайтан одобрили эти поправки, которые казались настолько несоответствующими общественным настроениям, а не конституционная комиссия при парламенте страны?

Каракалпаки надолго запомнят, как действия Ташкента спровоцировали насилие и политический конфликт, которого никто не хотел. И хотя международное сообщество будет оказывать давление на Ташкент, чтобы тот провёл независимое расследование того, почему вспыхнуло это насилие, ещё более важно, чтобы Мирзияев откровенно говорил со своим народом об истоках предлагаемых поправок и был готов обсудить вероятно чрезмерное применение силы сотрудниками госбезопасности. Это будет первым шагом к восстановлению разорванных отношений с каракалпаками. Но чтобы вернуть их доверие к Ташкенту, потребуется немало времени…

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Приглашаю также на мои Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире» и официальный сайт https://www.zhabskiy.ru