Ф-35 чуть не угробил летчика в чрезвычайно загадочном летном происшествии на Аляске, решив, что он стоит на земле

"Восстание машин", или бешеный "пингвин". Как "летающий компьютер" Ф-35 чуть не угробил летчика в чрезвычайно загадочном летном происшествии на Аляске, решив, что он стоит на земле.

Этот год стал не очень удачным для Ф-35. Сначала за него взялся технический гуру Илон Маск, всячески дискредитируя программу F-35 Lightning II и заявляя, что за потраченные на него деньги уже бы снарядил с десяток экспедиций на Марс. Потом «пингвина», долгое время бывшего любимой игрушкой военных, внезапно разлюбил Пентагон, отдав свое сердце новому детищу, истребителю шестого поколения Ф-47.

И ладно бы просто вломил бабла в новую грандиозную попилочную программу. Так нет ведь. Деньги на развитие Ф-35 в 2026 году ополовинили, чтобы запустить этого дерзкого новичка. Был правда, и позитивный момент, связанный с цифрой 500. Но торжественный процесс передачи 500-го истребителя Ф-35 в вооруженные силы Америки был омрачен целым рядом летных происшествий. Одно из самых загадочных произошло на Аляске, в январе нынешнего года. Как раз накануне вышел отчет об этом случае, и он заставляет не только удивиться несовершенству технологий машины, но и слегка содрогнуться при мысли о том, какое будущее нас ожидает.

Обстоятельства дела таковы, что 28 января 2025 года F-35A Lightning II ВВС США, эксплуатируемый 355-й истребительной эскадрильей 354-го истребительного крыла, потерпел крушение на авиабазе Эйельсон недалеко от Фэрбенкса, штат Аляска, примерно в 12:49 по местному времени во время рутинной тренировочной миссии. Детали происшествия были очень и очень странными, хотя и не предавались огласке. Но уже в марте кто-то из «инсайдеров» слил информацию, что упавший самолет по всем признакам был абсолютно исправен, насколько это вообще применимо к данному изделию.

Исправно было в том числе и взлетно-посадочное устройство, на которое грешили поначалу всякого рода эксперты. Просто… Самолет почти час не давал лётчику себя посадить. Почему? Ну потому, что его внутренняя нейросеть подсказывала машине, что она стоит на земле и не давала лётчику якобы повторно убрать и выпустить шасси. Будучи уверенным, что он защищает машину «от дурака», бортовой компьютер не позволял пилоту осуществить посадку. Вот как это звучит в опубликованном отчёте:

«Основные стойки шасси и носовые стойки не смогли полностью выдвинуться из-за образования льда в гидравлической жидкости, которая была загрязнена водой. В конечном итоге это привело к тому, что датчики «веса на колесах» сообщали самолету, что он находится на земле, когда на самом деле он находился в воздухе, после чего самолет переключался в наземный режим».

Вот так оно и будет когда-нибудь. Машине не понравится, что её пытаются заставить делать что-то, что противоречит её программе и она возьмет и решит «убить всех человеков».