Воздушный бой над Балтикой. Американский «невидимка» F-35 всухую проиграл «Сухому»
Пресловутый американский истребитель-невидимка F-35 безоговорочно проиграл свой первый в истории воздушный бой русскому истребителю Су-30СМ. В небе над Балтикой «невидимка» пятого поколения был замечен, отфиксирован в качестве цели, после чего Су-30СМ четвёртого поколения сблизился с ним, полетал рядышком, затем повернулся набок, продемонстрировав натовцу своё ракетное вооружение, и потихоньку ушёл. Говорят, русские лётчики закрывали при этом глаза руками – чтобы не обижать итальянского коллегу ужасным предположением, что они его видит. Всё это происходит на фоне скандала в США, где сам Пентагон принимает непростое решение отказаться от дальнейших закупок F-35…
Конечно, «боем» это можно назвать только условно. Друг по другу самолёты двух потенциальных противников не стреляли.
Просто в небе над Балтийским морем летел истребитель F-35A военно-воздушных сил Италии. Итальянский истребитель дежурил в формате так называемой воздушной полиции, как бы защищая Эстонию от агрессивных русских. Самолёты прибыли в Эстонию по ротации и базировались на аэродроме Эмари.
Цимес ситуации тут в том, что F-35A считается самолётом-«невидимкою». Американская реклама утверждает, что его эффективная поверхность рассеивания (ЭПР), то есть отражательная способность, составляет всего 0,005 кв.м – с теннисный шарик, как кричит реклама. Насколько это соответствует действительности, было до сих пор неизвестно – в ближнем контакте нам эти машины «осветить» вживую с самолётных РЛС не удавалось. Если верна аналогия с (тоже супер-пупер, пятого поколения «невидимкою») F-22A «Рэптор», то на деле может быть на порядок, а то и на два больше. Это тоже хорошо, но в таком случае наш Су-35СМ, оснащённый РЛС Н035 «Ирбис», может обнаружить подобную цель на расстоянии 165-240 км.
Но многое зависит от диапазона. Машины, которые плохо видно в Х-диапазоне (как F-35), то есть сантиметровом, хорошо видны с истребителей, оснащённых РЛС L-диапазона, то есть в дециметровых волнах. В прессе встречались упоминания, что Су-30СМ могут (или смогут в модернизированном варианте) обнаруживать цели с ЭПР около 0,2 кв.м на удалении 190-200 км. А это и есть не рекламный, а фактический ЭПР F-35A.
Полетали, увидели, сбили
Как бы то ни было, русский двухместный истребитель Су-30СМ, предназначенный для завоевания господства в воздухе, мощный и сверхманёвренный, итальянскую «невидимку» увидел. И в ходе первого в истории сближения обоих самолётов подошёл к нему на малое расстояние.
Навели ли его с земли, сам ли увидел – не суть важно. Важно то, что в ходе своей операции русский самолёт некоторое время летел рядом с «итальянцем», с очевидностью снимая и мониторя все нужные его характеристики и сигнатуры. Включая реальную величину ЭПР. Затем сделал манёвр, который в итальянском секторе авиации НАТО принято называть non è professionale e irresponsabile. В общем, непрофессионально и безответственно прошёл перед «партнёром», показав ему брюхо с ракетами на десяти точках подвески. Сигнал для всех военных лётчиков мира понятный: не нарушай границу, а то всё вот это богатство может оказаться твоим.
После чего русский отвалил в сторону и ушёл.
Вот и весь «бой». Который, однако, в условиях технически мирного времени показал всем, кому надо, всё, что надо. А именно: русский истребитель, превышающий F-35 по скорости и манёвренности, уже нашинковал бы его поражающими элементами своих ракет, буде такая встреча состоялась бы в боевых условиях. Потому что хоть Су-30СМ невидимостью не балуется, будучи самолётом ударным, то есть в любом случае активно светящим своим радаром, и с его ЭПР в 5 кв.м «коллега» увидит его километров за 200, – но зато по манёвренности и скорости в 2 Маха он вполне способен будет увернуться от обеих ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM (или ASRAAM), коими вооружён F-35.
А в реальных условиях американская машина с её реально невеликой скоростью и поворотливостью была бы перехвачена что флотскими, что наземными ПВО и получила бы от «сушки» ракеты тоже средней дальности Р-27 на расстоянии до 140 км.
Но важен ещё и фон
Да, важен ещё и фон, на котором произошла описанная встреча.
Дело в том, что в программе обновления истребительного парка США не нашлось места для новых заказов на F-35! Конечно, там сразу начали раздаваться голоса, что, мол, этих машин и так налепили слишком много, новые просто не нужны, потому что курс взят на изготовление к середине 2020 годов модернизированной версии F-35 Block 4. И что вместо увеличения количества этих самолётов лучше «потратить средства на поддержание машин в пригодном состоянии».
Звучит хорошо. Только вот «пригодное состояние», как оказалось, подразумевает… приобретение для этих истребителей двигателей! Нехватка которых, оказывается, «приводит к тому, что самолёты становятся не способными к полётам на высоких скоростях».
Ну, ещё бы – на крейсерских 850 км/ч в современном небе можно летать только пассажирским самолётам…
В общем, разговоры разговорами – а они явно запускаются корпорацией Lockheed Martin, оказавшейся ныне в весьма стеснённых условиях, – но сама американская пресса пишет так:
Самым большим сюрпризом стало отсутствие заказа на дополнительные истребители F-35.
Зато в течение 2022 финансового года 1,4 млрд долларов будут израсходованы на закупку 12 истребителей F-15EX, которые производятся конкурентом «Локхида» – корпорацией Boeing.
А потому, по мнению некоторых наблюдателей, срок «середина 2020-х» может в реальности означать «никогда». Потому что само внимание ВВС США к F-15EX означает, что F-35 уже и на этом уровне расценены как машины плохие, ненадёжные, неперспективные. И притом запредельно дорогие. Так что пусть лучше за них платят союзники и клиенты США, которые оказались втянуты в своего рода «истребительную пирамиду». То есть они свои деньги уже заплатили ещё на стадии разработки, часть из них получили контракты на производство тех или иных деталей для американской машины, контракты на них действуют до 2028 года – и теперь с этой пирамиды соскочить им некуда.
Прекрасная бизнес-схема: грандиозная реклама – предложения на вложения – разработка моделей за счёт доверчивого заказчика – реклама – заявки – контракты – деньги – участие в производстве – закупки – деньги. И сегодня примерно 20 стран по такой схеме оказались реальными не «халявщиками», а «партнёрами» Штатов. Только им от этого не легче. Как тому же легко обнаруженному и условно сбитому «итальянцу» над Балтикой.
И это его поймал даже не «одноклассник» F-35 – русский истребитель 5-го поколения Су-57…
источник