Возможен ли пропутинский реванш?
Болгария снова готовится к парламентским выборам. Влияние президента и отношение к России делают их результаты непредсказуемыми.
Второго октября в Болгарии пройдут досрочные парламентские выборы – в четвертый раз за последние полтора года. Это свидетельствует о серьезной политической нестабильности в стране после 12-летнего правления партии ГЕРБ и ее лидера Бойко Борисова, которые для многих болгар ассоциируются с коррупцией, застоем и авторитарными практиками.
Пребывание ГЕРБ у власти закончилось на фоне массовых протестов населения – им пришлось уступить место новой партии «Продолжаем перемены». Эта партия, основанная молодыми людьми с западным образованием, вселяла надежду на выход из тупика и приближение страны к европейским стандартам. Но правительство «Продолжаем перемены» продержалось всего семь месяцев и рухнуло под тяжестью противоречий среди участников четырехпартийной коалиции.
И вот болгарам снова приходится идти на избирательные участки. Как и ожидалось, главное противостояние на этих выборах происходит как раз между партиями ГЕРБ и «Продолжаем перемены». В то время как для нового политического актора это столкновение выглядит как выбор между «статус-кво» и «изменениями», бывшие многолетние власть имущие представляют его скорее как дилемму между «стабильностью» и «дилетантством». Опросы показывают, что две партии будут соревноваться друг с другом за первое место, при этом ГЕРБ в настоящее время лидирует с результатом примерно 25 процентов против 20 процентов голосов за партию «Продолжаем перемены». Не совсем ясно и то, что будет после выборов. «Продолжаем перемены» надеется воссоздать почти ту же коалицию, в составе которой фракция была ранее, хотя и без одного из участников, а ГЕРБ, похоже, больше склоняется к некоему экспертному технократическому кабинету без заранее согласованных участников. При этом никто не исключает угрозы политического тупика и новых досрочных выборов.
У нынешней предвыборной ситуации еще две нестандартные особенности.
Президент становится участником предвыборной кампании в силу его способности задавать политическую повестку дня
Во-первых, это роль президента Румена Радева. Согласно Конституции, Болгария является парламентской республикой, и глава государства имеет в основном представительские функции, а также прерогативу назначать временные правительства в случае политического кризиса. После выборов в апреле 2021 года страной дольше управляли кабинеты Радева, чем обычные кабинеты, избираемые парламентом. Именно поэтому политики и эксперты все чаще отмечают, что непрекращающаяся конфронтация между партиями создает условия для долговременного президентского правления. Несмотря на то что когда-то президент Радев был выдвинут партией бывших коммунистов, он не имеет своей партии, но по-прежнему пользуется наибольшей популярностью среди политиков. Более того, члены его кабинетов также дистанцированы от руководства партий. Таким образом, их политическое будущее во многом зависит от будущего политического влияния самого президента. Возможно, они обратятся к нему за советом и поддержкой. А болгарской общественности, в свою очередь, нравятся взвешенные позиции Радева во внешней политике. Это превращает главу государства не только в соперника партий за интерпретацию происходящих процессов, но и в негласного участника предвыборной кампании в силу его способности задавать политическую повестку дня.
Во-вторых, в центре предвыборной кампании находится война в Украине. Это необычно, поскольку, как правило, выборы в Болгарии, даже в европарламент, проходят в контексте внутренних проблем, практически не затрагивая международных дел. Однако российское вторжение усугубило глубокий раскол между русофилами и русофобами в обществе.
При этом никто не исключает угрозы политического тупика и новых досрочных выборов
По культурным и историческим причинам Болгария является одной из стран ЕС с самой высокой долей симпатий к России. Пророссийские политики левого и националистического спектра настаивают на прагматизме и «нейтралитете» в отношении конфликта и выступают против любой военной помощи Украине.
Традиционные же правые партии, а также относительно новая партия «Продолжаем перемены», апеллируют к четкой проевропейской и проевроатлантической позиции страны, отвергающей любое сближение с путинским режимом.
Яблоком раздора стали отношения с российским газовым гигантом «Газпромом». Президента Радева и его временное правительство, а также Социалистическую партию и даже бывших руководителей ГЕРБ обвиняют в намерении договориться о поставках с «Газпромом» и таким образом увековечить энергетическую зависимость Болгарии от России. Они же в свою очередь обвиняют правых и «Продолжаем перемены» в том, что те не обращают внимания на серьезные социально-экономические последствия возможной нехватки газа и сырья предстоящей зимой. Что интересно, в ходе предвыборной кампании лишь радикальная националистическая партия «Возрождение» открыто заявила о том, что выступает за улучшение отношений с Москвой. Остальные – от президента до ГЕРБ – подозреваются в негласной, закулисной защите интересов России.
Эти два фактора – возросшее политическое влияние президента и геополитическая напряженность – отвлекают внимание от предвыборной гонки и программ партий-кандидатов, что еще больше затрудняет прогнозирование результатов. Президент официально не поддерживает ни одну партию, и ни одна из ведущих партий открыто не поддерживает Россию. Тем не менее политическая дискуссия в значительной степени сосредоточена на деятельности президента и отношении к России.
На последних досрочных выборах в ноябре 2021 года явка была рекордно низкой: лишь 40 процентов избирателей воспользовались своим правом голоса. Некоторые аналитики теперь ожидают еще более низкой явки. Большинство людей не понимают, почему партиям систематически не удается создать функциональное правительство для преодоления надвигающегося социального кризиса. Низкая явка избирателей подрывает демократическую легитимность политической системы. Распространенные комментарии о том, что на этот раз правительство не будет сформировано и что в конце зимы будут назначены новые выборы, лишь усиливают политическую апатию. Это может повысить шансы радикальных партий и сторонников конституционных изменений, что может усугубить политическую неопределенность в стране.