Все деньги вернутся в экономику: Мишустин выделил 8 трлн рублей
На данном канале редко когда приводятся слишком уж подробные расчёты того или иного проекта, государственного бюджета, доходов ФНБ и так далее. Мы оперируем конечными полученными цифрами, опираясь в своих материалах на них, прекрасно понимая, что сухие цифры статистики вряд ли будут интересны большинству читателей (хотя такие, наверняка, имеются). Но, на наш взгляд, куда важнее выводы, которые можно сделать из тех или иных цифр. Либо приведение проектов развития страны, куда можно вложить те или иные суммы.
Проанализировав и посчитав цифры мы пришли к выводу, что поддержку экономики можно было бы увеличить более, чем в два раза. До 8-9,5 трлн рублей:
По нашим оценкам, в 2022 году государственный бюджет имеет возможность оказать поддержку экономике на 8-9,5 трлн рублей, из которых 4,5-5,5 трлн пойдут непосредственно по статье «национальная экономика», еще 4-4,5 трлн — на социальные выплаты. Таким образом, государство, с одной стороны, загрузит простаивающие производственные мощности, с другой стороны — поддержит спрос на товары и услуги, произведенные внутри страны
И вот 13 мая Михаил Мишустин провёл совещание о ходе исполнения федерального бюджета на 2022 год
Обратимся к заявлению главы правительства:
По поручениям главы государства приняты системные решения по укреплению промышленного, технологического и продовольственного потенциала нашей страны. Правительство внимательно следит за положением дел во всех без исключения отраслях, оперативно готовятся дополнительные меры для помощи бизнесу. Все они включаются в план первоочередных действий.
В целом финансовое обеспечение его мероприятий, если суммировать не только прямую поддержку, но и отсрочки по налогам, превышает 5 трлн рублей.
Реализуются и другие меры. Размер бюджетного стимула (общие дополнительные расходы — прим). в этом году превысит 8 трлн рублей.
В общем, что мы видим. По статье «национальная экономика» (промышленность, технологии, АПК) планируется направить более 5 трлн рублей. Всего же, учитывая социальные выплаты, которые стимулируют спрос, — более 8 трлн рублей.
Таким образом, как только у правительства появилось понимание того, что доходная часть бюджета позволяет более, чем в два раза нарастить стимулирующие расходы, соответствующие решение было принято.
Мы, конечно, рады, что те потенциальные решения, на которые мы обращаем внимание, теперь принимаются максимально быстро. Это не эпопея с Фондом национального благосостояния или же строительством Северного широтного хода, о которых мы писали годами, но дело так и не двигалось. Теперь ситуация совершенно иная.
Безусловно, в данном вопросе важно не только выделение соответствующих сумм, но и то, как они будут использоваться. Тем не менее, эффективность бюджетных расходов в текущей конфигурации повышается в разы. И интересно, что происходит это абсолютно естественным способом.
Ранее неэффективность бюджетных расходов, в основном, обуславливалась нецелевым использованием средств. В большинстве случаев схемы выглядели следующим образом.
Получатели бюджетных средств намеренно задерживали их использование для того, чтобы заработать, прокрутив деньги через финансовую систему. Основных схем было две:
1. На выделенные деньги осуществлялись валютные спекуляции. Учитывая спекулятивных характер рубля до февраля 2022 года, заработать на осуществлении таких спекуляций можно было бы быстро и относительно просто. Да, это сложно сделать обычному гражданину, но если у тебя на балансе находятся сотни миллионов, а то и миллиарды рублей, пара десятых процентов за месяц для конкретного физического лица было отличным приобретением.
2. Схема более простая, но более надежная. Бюджетные деньги, оседавшие на счетах попросту направлялись на банковские депозиты (в основном — срочные). Непосредственно их освоение по назначению намеренно задерживалась по надуманным причинам. Например, специально тормозилась экспертиза, долго проводились тендеры и так далее. За это время, пока бюджетные средства находились на депозитах, они приносили неплохие для конкретных лиц проценты.
Тем не менее, сейчас эти основные схемы естественным образом не могут использоваться. По валюте всё предельно просто — соответствующие валютные ограничения не позволяют осуществлять валютные спекуляции.
Что касается депозитов, то здесь возрастают риски переоценки выделенных ранее бюджетов. Получатель бюджетных средств не может гарантировать стоимость, к примеру, металлургической продукции или же поставок товаров критического импорта, даже в краткосрочной перспективе. А если приходится пересматривать сметы — значит, речь идет о срыве государственного заказа. То есть, в несколько раз возрастают риски уголовного преследования.
Если ранее речь шла исключительно о задержке реализации того или иного проекта за бюджетные деньги, то теперь — о его полном срыве. Сейчас мало кто захочет впутываться в эти истории. Наоборот, получатели бюджетных денег, в т.ч., госкомпании, заинтересованы в их скорейшем эффективном освоении.
Разумеется, на деле всё обстоит куда сложнее, но основные тенденции мы постарались описать максимально доступно.
Если же говорить непосредственно о работе правительства, то подобный объем бюджетного стимула при его эффективном использовании позволит значительно сократить уровень падения ВВП в этом году. По нашим оценкам, до 5,5-7% вместо 12%, которые прогнозируют нам западные аналитические агентства.
Понятно, что показатель ВВП в данной ситуации не должен быть главным критерием. Куда важнее — не купировать провал, а начать структурную перестройку экономики, которая бы обеспечила долгосрочный рост, а не только сиюминутные успехи. Тем не менее. на определенные показатели мы опираться всё-таки должны.