Всемирно-историческое значение битвы за Украину

Всемирно-историческое значение битвы за Украину

1. Оценка ситуации

Военная операция России по принуждению Украины к денацификации и гражданскому миру является первым генеральным сражением России с объединённым Западом, прокси-силой которого выступает марионеточный режим оккупированной США Украины.

В момент написания материала (начало марта 2022 года) военные действия находятся в фазе прохождения первой трети пути. Россией почти разрушена и продолжает планомерно разрушаться командно-информационная, складская и транспортная инфраструктура нацистского режима Украины.

Ключевые города, такие как Мариуполь, Одесса, Кривой Рог, Днепропетровск, Харьков, Киев полностью либо частично окружены. Кольцо окружения стягивается, и ясно, что кампания будет закончена полной блокадой этих городов с целью избегания их штурма ради предотвращения огромных жертв среди мирного населения, которому ВСУ и нацкорпуса не дают покинуть города, превратив в живой щит.

Темп развития наступления снизился относительно первых дней начала операции, тем не менее видно, что стратегический план России на военную кампанию реализуется в соответствии с поставленными целями и сроками, а уточнения носят оперативно-тактический характер и не влияют на плановые сроки исхода операции в целом. Относительно нецелесообразности затягивания военной операции уже были высказаны общие соображения.

Однако не менее, если не более важно не ставить военной кампании жёстких сроков в силу значительности фактора неопределённости. Российская армия впервые решает задачу подобной сложности, поэтому никакие точные сроки предварительно объявлены не были. Что не означает, что их не существует в принципе, и на них не ориентируются в ходе военного планирования.

Блицкриг России на Украине не планировался изначально в силу масштаба территории и наличия мест концентрации крупных соединений ВСУ. Эффект первоначальной внезапности объективно был недолгим и перешёл в борьбу на истощение ресурсов. При всей невыгодности эта фаза в кампании на Украине была неизбежна и не стоит считать её наступление неким провалом или неудачей. Ясно, что ВС РФ будут избегать потерь как среди личного состава, так и среди гражданского населения.

Это значит, что вместо прямых сражений в Генштабе МО РФ будут стремиться к перекрытию путей снабжения, уничтожению запасов ГСМ и боеприпасов, окружению крупных групп войск ВСУ и перемалыванию их в котлах с использованием высокоточного оружия с больших дистанций. Это и есть борьба на истощение.

Информация показывает, что более 70% ресурсов у Украины уже израсходованы. Без помощи западных регионов не пополнить потери личного состава, без помощи Запада – запасы вооружений, а без поставок ГСМ из России и Белоруссии мобильность ВСУ невозможна – запасы топлива близки к исчерпанию. ВСУ ведёт позиционную войну, переброска сил на большие расстояния уже проблематична.

В целом у ВСУ уже нет стратегического плана на кампанию. Управление войсками нарушено, имеют место конфликты командиров и командования ВСУ и нацбатов. Бои местного значения возникают здесь в ходе нападения ВСУ на российские тыловые колонны резервов второго эшелона, зачисток или проведения разведывательных мероприятий.

Очевидно, что острая фаза военных действий продлится ещё две-три недели, во всяком случае до окончания марта наступит коренной перелом, и ВСУ как единый военный институт перестанет существовать. Кампания превратится в добивание остатков ВСУ в гигантских котлах вокруг Мариуполя, Одессы, Днепропетровска, Харькова и Киева, а судьба этих городов будет решаться путём сочетания военных действий и переговоров.

В любом случае города, вероятно, падут в течение марта, так как долгосрочного потенциала противостояния там нет. Экспертами высказывалась точка зрения о превращении этих окружённых анклавов в аналоги сирийских Ракки, Мосула и Идлиба. Но блокада этих сирийских городов не была полной. В Идлиб специально перемещали всех противников Асада, и потому силы оппозиции там имели возможность получать снабжение извне. Это предотвращало там гуманитарную катастрофу.

В случае крупных окружённых городов Украины такой сценарий применён не будет. Города будут блокированы полностью, и снабжение будет осуществляться только под контролем России и в обмен на эвакуацию населения. После чего будет либо штурм, либо принятие капитуляции ВСУ.

Завершение активной военной фазы операции должно произойти в течение марта, максимум первой декады апреля, и будет означать начало зачистки гигантских анклавов. На этой стадии сопротивление националистов примет характер партизанского движения с использованием диверсионно-подрывных методов. Эта фаза может продлиться год-полтора.

По мере стабилизации жизни под влиянием политики новой власти и процессов денацификации наступит криминализация повстанчества. Партизанское движение националистов будет разлагаться, превращаясь в уголовные банды мародёров и грабителей.

На этом этапе их связь с местным населением будет слабеть, а внутри банд начнётся процесс разложения. Руководство подполья станет искать спасение в сотрудничестве с федеральной властью, после чего повстанческое движение сойдёт на нет.

По этому пути на Украине при СССР уже проходила борьба с бандеровским подпольем, полный разгром которого наступил через десять дет после окончания Великой Отечественной Войны. Есть основания полагать, что в нышеней войне России с Западом за Украину этапы и сроки денацификации не будут значительно отличаться от исторического аналога.

Ликвидация чеченских бандформирований и преодоление последствий гражданской войны в Чечне имели более короткие сроки из-за меньших размеров площади конфликта и меньшей численности населения.

На Украине в результате тридцатилетия господства США бандеризация населения вышла за пределы Западной Украины и достигла беспрецедентного масштаба. Количество и качество засорённых территорий делают проблему денацификации Украины более близкой к проблеме денацификации Германии, где так же преодоление последствий нацизма лишь поверхностно удалось провести за десятилетие.

В СССР последствия Гражданской войны были преодолены так же за десять лет. Всё это даёт основания прогнозировать решение основных проблем денацификации Украины за десятилетний период после окончания военной кампании и создания на её нынешней территории новых органов власти. С учётом того, что в поддержку бандеровского подполья на Украине будет вовлечён коллективный Запад, сроки денацификации могут стать более гибкими, так как потребуется вести борьбу на внешнем и внутреннем фронте.

В качестве проблемы для России будет выступать отсутствие идеологического проекта будущей интеграции Украины в общее с Россией и Белоруссией пространство. При СССР интеграция народов (как ГДР, так и Украины) проходила на основе советского идейного проекта. Он обладал мощной энергетикой и понятной ценностной матрицей.

В нынешней ситуации чёткому и мощному националистическому конструкту Украины Россия противопоставляет невнятную идеологию, где перемешаны разные, часто конфликтующие друг с другом идеологемы. Разработка идеологического обеспечения военной операции значительно отстаёт от темпов её реализации.

Россия вступает в бандеризованную Украину без альтернативных идейных символов. Кое-где наблюдалось использование флагов СССР, но ни советская ностальгия, ни флаги России, ни флаги республик ЛДНР не могут служить средством контрпропаганды на Украине, где распропагандированные элементы населения выходят навстречу армии РФ с флагами Украины и ЕС.

Информационная война – это война символов, за которыми стоят идеи. У России нет в этой войне ярких символов и идей, так как размытый концепт антифашизма – не та идея, с которой можно на Украине вести успешную контрпропаганду, а идеи славянского единства и экономической интеграции на Украине котируются ниже идей евроассоциации и национальной исключительности.

Такая ситуация вызвана тем, что в самой России в элитах на момент начала военной операции был не завершён идейный спор условных «западников и славянофилов», сторонников суверенитета и глобализма. Военная операция вызвала мощный всплеск патриотизма, но идейное оформление будущего идёт буквально с колёс, и продвижение войск РФ по Украине сопровождается подавлением в России пятой колонны и разгромом её институтов в СМИ, экономике и в институтах власти.

Национализация элит в России находится в начальной стадии, что сказывается на отсутствии единого идейно-политического обоснования военной пропаганды в ходе военных действий России и Запада на Украине. Ведь до сих пор не ясно, вернёмся ли мы после окончания операции к тесным связям с Западом или нет, и не ясно, какой степени радикальности должны быть идеологические построения нынешней стадии конфликта. Ведь антизападность – не идеология, а лишь повод к её созданию.

Однако масштаб противостояния, его ожесточённости и структура говорят о том, что Россия и Запад перешли к стадии конфликта «Война на уничтожение». Оказалось, что ЕС намного более агрессивен, чем США. Это стало неожиданностью для российского истеблишмента, интеграция в Европу для которого 30 лет была главным приоритетом.

Агрессивность ЕС запустила самые иррациональные способы войны с Россией. Здесь уже не учитывается ущерб себе, главное нанести ущерб России любой ценой. Это показывают налагаемые Западом на Россию беспрецедентные экономические санкции, сочетаемые с тотальной информационной и политической войной.

Военный компонент НАТО также задействован по нарастающей, но его сдерживает лишь ядерный потенциал России.

Так оперативно-тактический уровень противостояния России и Запада на территории Украины в ходе военной кампании перетекает в стратегический, имеющий глобальные последствия, и, следовательно, всемирно-историческое значение, сопоставимое только с победой СССР во Второй мировой войне и с распадом СССР в конце ХХ века.

Прежде всего, потому, что сейчас Россия демонстрирует способность обнулить геополитические призы Запада, полученные им в результате победы в холодной войне, и вернуть контроль над утраченными и перешедшими под протекторат Запада постсоветскими территориями. А некогда всесильный Запад демонстрирует неспособность эти призы удержать и встаёт перед лицом экзистенциального вызова.

2. Постановка проблемы

По сути, речь идёт о новом глобальном переделе зон влияния в мире, получившем название «Второй Ялты». Однако до того, как такое новое соглашение будет заключено, все стороны конфликта и все центры силы будут отчаянно биться за сохранении или улучшение своих заявленных позиций. Этот период тотальных потрясений и войн имеет следующие признаки.

С утратой Западом контроля над Украиной запускается процесс «падающего домино» – цепная реакция глобальных трансформаций. До самой глубины потрясён мир Pax Americana, начавший складываться в конце XIX века и сложившийся в период между 1944 и 1973 годами (Бреттон-Вудская и Ямайская конференции). Этот мир и сейчас находится на вершине своего могущества.

Однако начинают наблюдаться признаки его упадка. Выражается это в неспособности удержать лидирующие темпы экономического развития, защитить господство на окраинах Империи и предотвратить сговоры врагов против гегемона. Прежде всего теряется культурная привлекательность метрополии, она перестаёт быть непререкаемым авторитетом и идеалом для подражания колоний. США вступили в эпоху глубокого кризиса мягкой силы.

Теперь, по терминологии Сунь Цзы, их цели могут достигаться только самым ущербным способом – «штурмом крепостей», так как путь обмана им уже недоступен, а разбить замыслы, союзы и намерения противника уже не получается, как прежде. Страны, которые ранее было принято называть «Третьим миром», обретают растущую амбицию к субъектности, и это превращается из бунта одиночек в целое движение, возглавляемое Китаем и Россией.

Прежде всего, сам факт того, что Россия осмелилась бросить военный вызов США на Украине оценивается во всём мире как однозначное поражение США. То, что ответ США возможен лишь как экономическая и информационная война – второе доказательство нарастающей слабости гегемона. Он судорожно пытается сохранить консолидацию вассалов.

Успех военной операции России на Украине означает начало крупнейшего за 200 лет процесса глобального передела сфер влияния в мире. Крупнейшего потому, что в него включились страны, которые по итогам Первой мировой войны утратили статус империй и считались проигравшими: Турция, Франция, Германия, Россия, Австрия, а также страны, утратившие статус империй после Второй мировой войны: Великобритания, Россия-СССР и новые претенденты на лидерство: Китай, Индия, Иран.

Россия участвует во всех трёх перечисленных группах и потому является ключевым претендентом на слом послевоенной американоцентричной системы. Трансформации, начавшиеся по итогам грядущего поражения Запада на Украине, следующие.

3. Выводы

1. Фактор Турции

Победа России в битве за Украину ставит Турцию в опасное положение и потому крайне ей не выгодна. Турция теряет возможность играть на противоречиях России и Запада на украинском плацдарме, где она наращивала своё влияние и подкрепляла этим рост влияния в Закавказье, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Отдельно надо отметить полный крах потенциала игры Турции в Крыму. То есть утрата Украиной прозападной субъектности толкает Турцию в подчинение США и ставит под вопрос неоосманский проект.

Тревожные для Эрдогана «звонки» в Закавказье уже начались. После практически полного поглощения Азербайджана Турцией Россия первым ударом снизила роль Анкары в регионе, исключив её из числа участников карабахского урегулирования. Второй удар нанёс Алиев, который проявил мгновенную реакцию и отменное чутьё, во время начала военной операции России на Украине приехав в Москву и заключив с ней Декларацию о союзническом взаимодействии. Формально это не предательство Алиевым Эрдогана – перед подписанием Декларации с Россией Алиев подписал такую же Декларацию о союзническом партнерстве с Турцией.

Теперь формально позиции Азербайджана сбалансированы. Но фактически это означает признание, что без союза с Россией Алиев Азербайджана не мыслит.  Для стремящейся к монопольному влиянию на Азербайджан Турции это удар ниже пояса.

Однако Турция извлекает из ситуации и определённую выгоду. Перекрыв Босфор для прохождения всех кораблей, в том числе и НАТО, она повышает своё влияние на США и косвенно оказывает услугу России. Взамен Турция немедленно начинает артиллерийскую войну в Сирии, пока Россия занята Украиной и не может подбросить резервы на сирийский фронт.

Тактические выигрыши Турции сопровождаются её стратегическими проигрышами. Прежде всего теперь её позиции в Средней Азии станут слабее. Любые же попытки сблизиться с США активизируют в Турции оппозицию, считающую, что такое сближение ставит под угрозу неоосманский проект в Евразии.

Есть ещё один плюс для Турции в победе России на Украине. При проамериканской Украине (в НАТО или рядом с ней) весь черноморский регион становится сферой господства НАТО, то есть США. Влияние Турции при этом снижается. При нейтральной же Украине значимость Турции возрастает. Она начинает получать предложения от всех ключевых геополитических игроков.

Но в сумме баланс выгод и потерь для Турции при нейтральной Украине скорее отрицательный. Компенсировать это для Турции может лишь выход из НАТО и обретение нейтрального статуса. Это ставит Турцию в достаточно сильное положение стабилизатора турбулентностей во всех ключевых регионах, а это большие шансы на рост влияния. Турецкий истеблишмент это осознаёт, как осознаёт и то, что к такому шагу Турция пока не готова.

Но чем больше времени проходит, тем больше для Турции ущерб от такой нерешительности. Споры внутри турецкого истеблишмента будут лишь нарастать. В любом случае сближение Турции и США будет для Турции вынужденным и нежелательным. При первой возможности она непременно постарается восстановить дистанцию. То есть США ни при каких раскладах не получают надёжного контроля над Турцией в свете потери влияния на Украину в пользу России.

2. Фактор Китая

Победа России на Украине способствует реализации Китаем воссоединения с Тайванем. Некоторые эксперты даже считают, что военная операция КНР на Тайване возможна едва ли не в мае текущего года, дескать, глобальный кризис обрушит в Китае экономический рост, и чтобы предотвратить всплески недовольства, Си Цзиньпин предпримет победоносную войну на Тайване.

Эти прогнозы неверны. Китай внимательно изучает реакцию Запада на действия России, однако операция на Тайване будет означать такие сильные глобальные экономические потрясения, к которым Китай сейчас пока не готов. Пострадают южные регионы Китая, так как в результате неизбежной морской блокады тайваньского пролива будут парализованы сконцентрированные здесь порты. 75% торговли Китая осуществляется морем.

Тайваньская операция для Китая сейчас невыгодна ещё и потому, что в 2024 году вопрос присоединения вообще может решиться миром. Там будут происходить выборы, где ожидается победа партии, которую в России называют Гоминьданом.

Эта партия поддерживает объединение Китая и Тайваня, чему препятствует аффилированная с демократической партией США демократическая прогрессивная партия Тайваня. Именно она провоцирует Китай на военные действия, демонстрируя стремление к сепаратизму. США толкают Китай к военному конфликту с Тайванем так же, как толкали Россию к такому же конфликту с Украиной.

В любом случае усиление России по итогам украинской кампании ещё больше закрывает Центральную Азию от США и их союзников, ускоряя процессы дистанцирования местных государств от американского влияния и повышая здесь влияние альянса России и Китая.

3. Фактор Европы

ЕС в результате потери Украины и усиления России встаёт перед угрозой самого сильного кризиса за всю свою историю. Прежде всего, Европа соглашается на колоссальные издержки от сворачивания торговых проектов с Россией и полного подчинения США. Это чревато кризисом правящих партий в ЕС и конфликтом истеблишмента с бизнес-сообществом.

Евроскептицизм усилится на фоне ослабления евро и грозящего бюджетного кризиса ЕС. Дестабилизирующая роль Великобритании столкнётся с сопротивлением Франции и Германии. В итоге оппозиционные партии в Европе могут усилить свои позиции и потеснить традиционный европейский пул проамериканских партий.

В ЕС есть причина для конфликта полностью проамериканской евробюрократии с лидерами стран Западной Европы. Они сейчас солидарны с США и организуют в Европе антироссийские шествия. Это консолидирует электорат и не даёт оппозиции набрать очки на критике. На возгонке военной антироссийской истерии Европа милитаризируется.

Но США создают свои союзы как военно-торговые. Торговля же в ЕС в результате политики США страдает сильнее всего. Элиты Франции и Германии не имеют достаточной военной компоненты вне НАТО и потому сейчас подводят базу под необходимость развития европейских вооружённых сил. Когда всё начнёт успокаиваться, а это случится через год или два, силовой ресурс, созданный сейчас, пригодится Германии и Франции. Их конфликт интересов с Великобританией и США ушёл в тень, но никуда не делся.

Победа России на Украине сделает продолжение санкций бессмысленным. Рухнет антироссийский санкционный консенсус. Тот, кто первым поставит его под сомнение, приобретёт значительные конкурентные преимущества и получит сильные позиции в ЕС. Особенно в ситуации разгорающегося структурного кризиса из-за роста цен на энергоносители, удобрения и продовольствие.

Захват Европы США по случаю возвращения Украины в лоно влияния России будет носить временный характер. Если военная операция закончится в марте, и начнётся политический процесс оформления новой Украины, Западу будет необходимо в нём участвовать, а это сделает санкции помехой.

Как бы там ни было, прежнего субъекта Украины больше нет, и потому нет смысла понуждать Россию что-то вернуть Украине. Новая Украина – это новые субъекты международного права. Старые санкции надо отменять и садиться за стол переговоров по «Новой Ялте».

Окончание военных действий на Украине и начало сворачивания санкционного процесса приведёт к тому, что к концу лета текущего года основные санкции в виде ограничения торговли, финансовых расчётов и транспортной связности могут быть большей частью сняты. Экономические интересы Европы будут этого требовать, а «сохранение лица» Западу удастся обосновать.

Помешать разблокировке основного санкционного пакета в отношении России могут лишь требования США не подавать плохой сигнал Китаю в отношении Тайваня. Якобы в Пекине могут окончательно поверить, что Запад «победителя не судит» и долго сам себе вредить не захочет.

Это задержит процесс согласований условий новой архитектуры европейской безопасности, где США будут стремиться играть главную роль и решать всё без Европы и за Европу. В том числе, и в вопросе отмены санкций. США будут навязывать Европе сохранение санкций навсегда.

Если фактор Китая будет влиять на решение о сворачивании Европой санкций в отношении России к концу лета, то тогда этот вопрос будет перенесён на начало 2023 года. К тому времени в Китае пройдут выборы Генерального секретаря ЦК КПК, и, если там победит Си Цзиньпин, ЕС поймёт, что дальше тянуть время бессмысленно.

Все основные события произошли, европейская архитектура безопасности не ждёт, и настало время договариваться с Россией и Китаем. Маятник качнётся в другую сторону: с набирающим силу Союзом на Востоке надо успеть договориться до того, как он усилится настолько, что станет неуступчивым.

В этот момент все будут озабочены тем, как помочь США «сохранить лицо». Китай уже сделал шаг в эту сторону: он предложил США найти себе место в проекте «Пояс и путь». Не исключено, что это будет условием компромисса на «Новой Ялте». Если США примут это предложение, самым главным пострадавшим будет Великобритания. Для её интересов места в новом мире практически не останется.

4. Фактор Союзного Государства, БРИКС и ЕАЭС

Военная операция России на Украине – это звено в цепочке стратегического планирования по реконструкции территорий бывшего СССР. Создание нового Союза вполне укладывается в требование решить, наконец, проблему угрозы НАТО России и её союзникам, которые в отсутствие гарантий безопасности решают проблемы выживания многовекторностью, не имея ресурса сохранения их суверенитета перед Западом. Это выливается в капитуляцию и освоение республик глобальными ТНК.

То есть, по сути, все республики бывшего СССР в состоянии дезинтеграции и «парада суверенитетов» превращаются в колонии Запада, включая и Россию. Прежде всего потому, что нет возможности создать единый рынок для развития отраслей, обеспечивающих технологический суверенитет.

Освобождение Украины создаёт предпосылки для создания в 2028 году Союзного государства в формате Евразийского Союза на технической базе ЕАЭС. К 2028 году Украина оформится как геополитический субъект, прошедший основные этап денацификации и способный к интеграции с другими государствами ЕАЭС. Оформится и новая политическая система Белоруссии. В России же пройдут президентские выборы, и будет оптимизирована вертикаль власти.

Здесь возникают основания для возвращения к теме Славянского Союза России, Украины и Белоруссии. Бжезинский говорил, что такой Союз невозможен, пока Украина остаётся плацдармом Запада.

В новой реальности путь к Славянскому Союзу можно считать открытым. Но здесь надо сказать, что Славянский Союз возможен лишь без учёта возможности союза с Казахстаном и другими государствами Средней Азии. И здесь у Славянского Союза возникают свои минусы.

Вообще тема Славянского Союза впервые была сформулирована А. Солженицыным. Он видел его как способ отбросить азиатские республики, а столицу Союза создать в Минске. В таком виде идея Солженицына, автора уже достаточно скомпрометированного, является формой закрепления дезинтеграции СССР и ударом прежде всего по России.

Мало того, что центр такого Союза смещён к Западу, превращая Москву в провинцию, а Минск – в «мост», движение по которому регулирует Запад, ещё и сам Союз в условиях роста национализма в Белоруссии и на Украине становится формой давления на Россию в её трансформации в придаток Запада.  То есть в формате Солженицына Славянский Союз – идея негодная.

В СССР же Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан в сумме давали 80% ВВП СССР. Сейчас Россия, Белоруссия и Казахстан интегрированы в формате ЕАЭС. Если Россия, Украина и Белоруссия сейчас оформят вариант Славянского Союза как ядра Союзного государства, а потом пригласят в это государство и Казахстан, то он почувствует себя в неравном союзе. Три славянских государства и одно тюркское – в Казахстане этого не поймут и не примут.

Потому сейчас целесообразнее после завершения ряда подготовительных процедур приступить к созданию Союзного государства без оформления Славянского Союза как промежуточного звена. Чтобы в Союзе не возникала оппозиция двух блоков – славянского и тюркского. ЕАЭС может стать технической базой Союзного государства. Если Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан примут такое решение, то все прочие бывшие республики СССР со временем подтянутся к Союзу и оформят с ним отношения разной степени ассоциированности.

Первым таким инициатором стал Азербайджан. Он не вступит в Союзное Государство, но заключит с ним договор о сотрудничестве и дружбе. Если это будет конфедерацией, то и Азербайджану не будет препятствий для вступления. Грузия уже после начала военных действий на Украине резко сбавила антироссийскую риторику и отказалась участвовать в санкциях.

Включение Украины в Союзное Государство не оставит Грузии иного выбора, кроме присоединения к нему. Тот же вопрос встанет перед Молдавией. Ни в ЕС, ни в НАТО её не примут. Зависимость от России и от Союзного Государства повлияет на геополитическую ориентацию Молдавии, где прозападные силы будут потеснены.

В результате мы видим начало тенденций к воссоединению осколков бывшего СССР и цепную реакцию ослабления США с его системой торгово-военных союзов, направленных на гегемонию Запада.

Поступил ещё один тревожный звонок: США много сил потратили на привлечение Индии в свой лагерь. В результате, когда Россию обложили санкциями, Индия провела прямые переговоры с Москвой с просьбой не прекращать российский экспорт удобрений в Индию (две трети удобрений там из России и заменить их нечем).

Ради этого даже предложили открыть клиринговые счета – рублёвые в Индии и для рупий в России. Это удар по доллару США. Индия не поддержала антироссийские санкции, в отчаянии в США в Конгрессе предложили наказать Индию санкциями за приобретение российских систем ПВО. То есть на индийском направлении российская операция на Украине для США оборачивается катастрофой.

5. Фактор Ближнего Востока

Саудовская Аравия не поддержала санкции против России и демонстрирует антиамериканскую риторику. Рост цен на нефть делает для ОАЭ сотрудничество с Россией ключевым фактором. Йемен поддержал Россию. Пророссийскую позицию занял Иран, сочувственную Ирак, Сирия поддержала Россию, признав ЛДНР. Израиль, заинтересованный в сохранении нынешней русофобской Украины, получил ещё один пункт конфликта с персами и арабами.

То есть конфликт России и Запада на Украине расколол мир ещё сильнее прежнего. Позиции США на Ближнем Востоке можно удерживать только давлением и демонстрацией угрозы силой. Россия и Китай раскалывают Ближний Восток и отрывают зоны влияния США и Великобритании, формируя пул нейтральных в отношении США государств. Учитывая, что эти государства ранее были в разной степени проамериканскими, их нейтралитет теперь означает движение в сторону антиамериканизма. В лице Китая и России у них появляется альтернатива.

6. Фактор Африки

Африка ещё до начала военной операции России на Украине демонстрирует тенденции роста пророссийских симпатий. Китай уже закрепился в Африке очень глубоко, а те тенденции, которые влекут за собой события на Украине, ведут к дальнейшему укреплению этих позиций. Запад ответит на это всеми способами конфронтации, кроме ядерной.

7. Фактор Латинской Америки

Усиление России и Китая повлечёт за собой обострение борьбы с США в Латинской Америке. Пояс антиамериканских государств в лице Венесуэлы, Никарагуа и Кубы получит поддержку, а Бразилия и Аргентина испытают усиление давления США для предотвращения их движений в сторону России и Китая.

В целом в Латинской Америке проснутся действовавшие при СССР антиколониальные инстинкты, направленные против США. Такой импульс возникнет на континенте только по итогам начала Россией военной операции на Украине. То, что случится после её успешного завершения, для США является кошмаром возвращения СССР. В долгосрочной перспективе они видят ситуацию именно так.

8. Фактор трансфера

В целом, перемены, вызванные к жизни военной операцией России на Украине, носят не только долгосрочный характер, но и имеют всемирно-историческое значение. Мир делится на торгово-технологические блоки, которые будут защищать свои рынки и свой суверенитет всеми средствами, включая ядерные силы. Распад СССР создал вакуум силы на месте его существования. Его попытались заполнить США, и казалось, что им это удалось. Действия России через 30 лет показали, что это иллюзия.

Начались процессы, где основную роль будут играть Россия, США, Индия и Китай. ЕС теряет субъектность. Чем бы ни закончились выборы в Китае (а там все шансы у Си Цзиньпина), России необходимо сохранить контур власти под управлением В. Путина. Создаются предпосылки для перехода в новый технологический уклад. Смена лидеров ключевых государств в этот период нецелесообразна, так как может поставить под угрозу все незавершённые процессы.

Институт РУССТРАТ