Вслед за Роснано. Объединенная вагонная компания близка к дефолту

Вслед за Роснано. Объединенная вагонная компания близка к дефолту

На российском фондовом рынке к концу ноября наметилась очень нехорошая тенденция. На прошлой неделе «Роснано», находившееся практически все свое существование под руководством Чубайса, не смогло расплатиться по займам. Компания близка к дефолту.

24 ноября дочка Объединенной вагонной компании (ОВК) «ОВК финанс» допустила технический дефолт по облигационным займам. В общей сложности компания должна заплатить 16,3 млрд рублей. Если они это не сделает в течение 10 рабочих дней, то дефолт обретёт полноценный статус

Структура акционерного капитала ОВК в настоящий момент выглядит следующим образом:

  • 27,8% — банк «Траст»
  • 24,3% — банк «Открытие»
  • 23,6% — Free float
  • 15% — Эмиль Пирумов через офшор ПЛЕЙНВАЙТ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД
  • 9,3% — Уралвагонзавод

Де-факто Объединенная вагонная компания принадлежит государству. Банк «Траст» и банк «Открытие» контролируются Центробанком, «Уралвагонзавод» — Ростехом.

Также интересный момент, что 80% облигаций ОВК находятся у «Траста». Всего же долг ОВК на конец второго квартала составлял 39,7 млрд рублей.

Подобная ситуация, конечно, ничего хорошего в себе не несет. Положительным моментом является тот факт, что, по заверению «Траста», возможный дефолт не понесет угрозу для производственных показателей.

В 2019 году ОВК выпустила 20 750 вагонов, в 2020 — 16 600, план на 2021 — 16 000, на 2022 — 19 000 — 19 500 единиц.

Что касается финансовых показателей, то они выглядят следующим образом. Выручка по МСФО:

  • 2019: 64,5 млрд
  • 2020: 79,6 млрд
  • 2021 (I полугодие): 25,3 млрд

Чистая прибыль:

  • 2019: 3,14 млрд
  • 2020: минус 25,4 млрд
  • 2021 (I полугодие): минус 0,43 млрд

Компании в настоящий момент просто нечем расплачиваться по долгам. Объем свободных средств на счетах по итогам второго полугодия составлял 2,04 млрд рублей при объеме долга в 39,7 млрд. К слову, объем долга за последние годы неуклонно снижался:

  • 2016: 102,7 млрд
  • 2017: 82,2 млрд
  • 2018: 62,1 млрд
  • 2019: 38,1 млрд
  • 2020: 37,3 млрд
  • 2021 (I полугодие): 39,7 млрд

Кто виноват в сложившейся ситуации? С одной стороны, ОВК переживает последствия кризиса 2020 года, когда спрос на вагоны сжался до минимума за последние несколько лет. Это можно рассмотреть по производственным показателям. На докризисный уровень компания выйдет лишь в следующем году.

Тем не менее, вторая важная причина — это рост цен на металл. И вот здесь ответственным выступаем как раз правительство. Вместо продления экспортных пошлин и принятия мер для насыщения внутреннего рынка мы видим повышение НДПИ и введение акциза на жидкую сталь, что только лишь увеличит инфляцию издержек.

В целом, ситуация вокруг ОВК не является критической. Теоретически Центробанк может допечатать деньги на погашение долга (все равно и Траст, и Открытия контролируются ведомством Набиуллиной). Ведь в ходе санации «Открытия» регулятор напечатал около 500 млрд рублей. Здесь же речь идет о 16,5 млрд.

К тому же 80% облигационных займов ОВК принадлежит «Трасту». То есть, фактически Центробанк напечатает деньги сам для себя. После чего вновь сможет их «утилизировать». Но подобный вариант мог бы быть актуальным, если бы ЦБ не играл по правилам либерального монетаризма.

Однако вряд ли мы увидим и одно, и другое. А проблемы ОВК будут решать долго и нудно. В идеале ЦБ должен погасить убытки ОВК и передать предприятие «Ростеху». Там то компания уж точно не пропадет.