Вторжение Китая на Тайвань разумно и рационально – никакой ярости, никаких эмоций
У Пекина есть причины для повышения напряженности, но, несмотря на панические заголовки и воинственную риторику, война из-за Тайваня не неизбежна. Масштабные воздушные маневры Китая в небе недалеко от Тайваня в понедельник, которые были освещены вводящими в заблуждение заголовками и паникерскими сообщениями в мировых СМИ, вызвали волну тревоги по всему региону и за его пределами. Однако тревога по большей части не заслуживает внимания – и, действительно, среди тайваньской общественности не наблюдается никакой паники.
Вопреки запугиванию в англоязычных СМИ, например, – «Наглый Китай неуклонно наращивает полеты боевых самолетов в воздушном пространстве Тайваня», издание US News и World Report, – китайские самолеты не вторгались в суверенное воздушное пространство Тайваня, не говоря уже о том, чтобы пролететь над Тайванем. Фактически, они даже не пересекли среднюю точку Тайваньского пролива и не подошли ближе, чем на 100 миль к острову.
Хотя до сих пор это был самый крупный такой боевой вылет китайских ВВС, пилоты с материка и Тайваня осведомлены о способах действий друг друга, что снижает вероятность случайного столкновения и появления спирали эскалации. А более широкий спектр стратегических факторов предполагает, что status quo ante в Тайваньском проливе не изменится, по крайней мере, в ближайшем будущем.
Конечно, некоторые китайские государственные СМИ об этом не говорят, правильнее сказать – говорят не об этом. «Военные учения НОАК в Тайваньском проливе больше не ограничиваются провозглашением суверенитета Китая над островом, а осуществляют различные формы сбора, мобилизации, штурма и материально-технической подготовки, которые необходимы для возвращения острова Тайвань», – предупредила пекинская газета Global Times 4 октября, – «Все больше и больше становится новым господствующим общественным мнением, что материк должен серьезно подготовиться, основываясь на возможности боевого столкновения».
Возможно. Но в документе не упоминается, что НОАК еще не провела общевойсковые учения с целью взятия острова со всех сторон на все 360 градусов, что говорит о том, что подготовка еще не завершена. Более того, любое наращивание сил вторжения будет невозможно скрыть, что дает время США развернуть силы сдерживания в регионе. Более того, Тайвань может иметь в своем арсенале средство устрашения судного дня, которое, хотя и не является оружием массового уничтожения как таковое, может опустошить материк. Однако это не означает, что риски снижаются.
«День национальной годовщины Китайской Народной Республики – первого октября – является очень важным для Коммунистической партии Китая и президента Си Цзиньпина», – сказал Ким Хин Хо, специалист по Китаю и профессор политологии в Сеульском университете, – «А национальный день Тайваня – 10 октября». Помимо почти совпадения по времени знаменательных дат, у Си есть несколько причин – как внутренних, так и международных – для создания напряженности в Тайваньском проливе. Внутри страны это включает радикальную социальную и экономическую политику, которую некоторые окрестили «красной перезагрузкой», и которая, по всей видимости, ставит китайское общество и экономику в состояние конфронтации, и которая направлена на привитие стране гипернационализма.
Китай также сталкивается с перебоями в подаче электроэнергии и расширяющимся имущественным кризисом, вызванным крупной задолженностью China Evergrande. Эти проблемы действительно могут вынудить Си отвлечь внимание своего населения от домашних бед к заграничным врагам. Эти враги, похоже, увеличиваются по мере того, как США стремятся укрепить союзы в регионе, направленные на сдерживание Китая.
Ударная группа британских авианосцев совершает беспрецедентный тур по Восточной Азии, проводя учения с двумя американскими авианосцами и рядом региональных сил, включая Австралию, Индию, Японию и Вьетнам – все страны с осторожностью относятся к Китаю. Фрегат из этой группы кораблей пересек Тайваньский пролив, к неудовольствию Пекина. Недавнее соглашение о безопасности между Австралией, Великобританией и США, или AUKUS, присоединилось к неформальной «Четверке» в качестве многосторонней группировки, нацеленной на сдерживание Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Пекин также раздражен недавними визитами на Тайвань французских законодателей и бывшего премьер-министра Австралии. «Это грандиозная демонстрация силы, в которой участвуют страны за пределами региона, такие как Великобритания, которые в течение некоторого времени не играли роли в обеспечении безопасности Индо-Тихоокеанского региона», – сказал Алекс Нил, независимый консультант по безопасности из Сингапура, – «Это играет в пользу китайских высказываний о том, что США и их союзники милитаризуют регион, и говорит о националистическом нарративе Си о том, что Запад пытается подавить подъем Китая».
У Пекина, который считает демократически управляемый Тайвань провинцией-отступником, есть исторические причины для того, чтобы снова включить остров в состав материка. Теперь у Коммунистической партии Китая, полностью подчинившей себе бывшие заморские анклавы Гонконг и Макао, появилась новая и неотложная экономическая и технологическая причина вернуть Тайвань. После санкций администрации Дональда Трампа в отношении экспорта полупроводников в Китай китайские компании лишились некоторых из наиболее совершенных логических и системных полупроводников. Ведущим мировым производителем этих передовых микросхем является тайваньская компания TSMC.
Такое сочетание политических, стратегических и экономических элементов предполагает, что Пекин ждет большее, а не меньшее бряцание оружием. Еще один фактор связан с личными политическими амбициями Си. «Воздушные учения Китая укрепляют доверие к Си перед Всекитайским собранием народных представителей», – сказал Asia Times Грант Ньюшем, полковник морской пехоты США в отставке с большим опытом работы в Японии и Тайване.
Факты против панических вымыслов. Волна китайских самолетов, летающих возле Тайваня в последние дни, беспрецедентна по количеству. 56 вылетов в понедельник были дневным рекордом, но в целом с пятницы по понедельник в эксплуатации было задействовано в общей сложности 149 китайских самолетов. В пакет китайских активов входили истребители, бомбардировщики, противолодочные самолеты, самолеты дальнего обнаружения и управления.
В ответ Тайбэй поднял в воздух боевые патрульные самолеты, выпустил радиопредупреждение и развернул зенитно-ракетные комплексы, сообщили местные СМИ. Министерство обороны Тайбэя опубликовало информацию о полетах в серии твитов. Это может показаться ужасающим сценарием. Но вопреки многочисленным сообщениям в англоязычных СМИ, китайские самолеты не заходили в суверенное тайваньское воздушное пространство, не говоря уже о самом Тайване. Взглянув на графику, выпущенную Тайбэйским министерством обороны, и на карту, видно, что большинство полетов выполнялись на расстоянии более 160 километров к югу от Тайваня. Даже в этом случае, даже на таком большом расстоянии, китайские самолеты якобы «вторгались» в опознавательную зону ПВО Тайваня.
Согласно Конвенции о международной авиации, государство «обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией». Это означает воздушное пространство непосредственно над его сушей и его территориальными водами, которое простирается на 12 морских миль (22 км) от его береговой линии.
Другое дело ПВО. Объявленная в одностороннем порядке ПВО, в которой государство требует от самолетов идентифицировать себя, не регулируется и не обеспечивается никаким международным правом. Тайваньская ПВО охватывает гораздо больше, чем воздушное пространство над сушей или даже отдаленными островами: она перекрывает весь Тайваньский пролив и большие участки южного Китая. «Есть существенная разница», – сказал Ньюшем, – «Полет к южной оконечности ПВО – это не то же самое, что лететь ближе к Формозе (Тайвань). Вот почему я склонен рассматривать этот конкретный случай как «демонстрацию». Тайваньская ПВО огромна – она простирается на 1000 миль морского пространства, поэтому в заявлениях Министерства обороны Тайваня есть элемент преувеличения. Большинство этих патрулей демонстрируют закономерность – они патрулируют ключевые стратегические воздушные коридоры, что может быть частью кампании по сдерживанию вмешательства США».
Китайские патрули даже не прошли к середине пролива, отделяющего Тайвань от материка. «Они не пересекли срединную линию Тайваньского пролива», – заявил Нил. Эксперты говорят, что хотя маневры не столь провокационны, как их изображают, они предлагают специалистам по военному планированию Пекина ряд преимуществ. «Эти учения – хорошая практика для НОАК, и они проводятся в районе, где они собираются сражаться», – сказал Ньюшем, – «Они также предлагают Пекину возможность «оценить» оперативные и политические меры не только Тайваня, но также США, Японии и остальных участников демократического блока».
Хотя ВВС НОАК – в отличие от ВВС США и ВМС США – не имеют недавнего боевого опыта, учения в тайваньской ПВО увеличивают опыт и дальность действия. «Я склонен рассматривать эту последнюю воздушную операцию как долгосрочную стратегию постепенного удушения Тайваня», – сказал Ньюшем, – «И НОАК совершенствует свои возможности с помощью таких упражнений». Они также могли вызвать опасное неуважение к фамильярности среди защитников. «Воздушные вторжения увеличиваются каждый раз, и возникает вопрос, является ли это разновидностью подходов», – сказал Нил, – «Вы увеличиваете цифры до такой степени, что это оказывается реально, – и тайваньские силы не осознают, что это происходит, пока это не произойдет».
Почему война не неизбежна. Зонды приводят в состояние боевой готовности тайваньскую сеть ПВО и напрягают нервы ее операторов ПВО и пилотов перехватчиков. Но, хотя это повышает вероятность аварии, – такой как воздушное столкновение или даже запуск ракеты, которая может вызвать ужасную «спираль эскалации», – этот риск несколько снижается за счет малоизвестного факта: пилоты с обеих сторон знают привычки друг друга. «Вы знаете, с кем имеете дело», – сказал Asia Times бывший военнослужащий США, который управлял самолетами-разведчиками, выполнявшими разведывательные операции над Южным и Восточно-Китайским морями, – «На борту у нас были китайские лингвисты, и мы могли слышать их разговоры по радио и узнавать позывные. Если вы знаете поведение своих контрагентов – если вы знаете, что некий парень любит подойти поближе и показать свой зад – вы к этому готовы».
Тем не менее, знакомство – не всегда надежный «деэскалатор». «Китайский пилот, погибший в 2001-м году, когда его самолет столкнулся с американским разведывательным самолетом у острова Хайнань, был известен как индивидуалист», – сказал Нил. Но даже этот инцидент не привел к перестрелке. «Китайцы справились с этим великолепно», – признал бывший американский летчик, – «Они в основном рассматривали это как нарушение иммиграционного законодательства, которое они не преследовали». «Существует даже малоизвестное соглашение между Китаем и США, которое касается того, что происходит, когда две стороны неожиданно сталкиваются друг с другом», – отметил Нил.
Многонациональный Кодекс незапланированных встреч на море, или CODES, был подписан 21 страной, включая США, в Китае в 2014-м году. Хотя Тайбэй не подписал, Нил предположил, что подобное соглашение могло быть тайно достигнуто между Пекином и Тайбэем. Есть несколько очень важных предпосылок, которые должны быть выполнены, прежде чем китайские войска смогут начать атаку через пролив. Во-первых, НОАК не полностью подготовлена к такой сложной общевойсковой операции. «Совместные учения с участием сухопутных, морских, воздушных, баллистических ракет и киберсил еще не проводились», -–сказал Нил, цитируя анализы США, которые предполагают, что НОАК не получит возможности захватить Тайвань до 2027-го года.
Эти аргументы не убеждают других экспертов, учитывая опыт и возможности, накопленные НОАК за десятилетия. Официальные лица заявили, что Тайвань планирует усилить свою оборону от вторжения, добавив крылатые ракеты и морские мины. «Китай смог начать атаку на Тайвань – и иметь некоторую надежду на успех – как минимум десять лет назад, а за последнее десятилетие они значительно улучшили свои возможности и продолжают совершенствоваться», – сказал Ньюшэм, – «Я слышал, что они якобы никогда не проводили совместных учений определенного типа и поэтому не могут вторгнуться на Тайвань. Меня это не убеждает». Ньюшэм настаивает на том, что силы Пекина представляют собой вполне реальную угрозу. «Прошло много времени с тех пор, как свободному миру пришлось столкнуться с крупной державой, которая стремилась захватить территорию и доминировать», – сказал Ньюшем, который говорит, что очень обеспокоен будущим Тайваня. Но он признает, что нападение не произойдет «завтра».
Любое вторжение потребует масштабной перестановки сил: истребители и эскадрильи бомбардировщиков должны быть заранее размещены, как и транспортные самолеты для воздушно-десантных войск. Морским и сухопутным войскам нужно будет сосредоточиться возле судов в портах. И для защиты скопления потребуется установить зонт противовоздушной, противоракетной и противодроновой защиты. Это было бы невозможно скрыть от средств наблюдения, разведки и радиоэлектронной разведки США. «У нас будет уведомление за несколько недель до того, как НОАК сможет начать вторжение», – сказал американский летчик в отставке. Это предупреждение даст США время для развертывания сил в регионе, особенно на их базах на Окинаве, которые идеально подходят для вмешательства в любой тайваньский кризис.
И есть еще один, более призрачный, сдерживающий фактор, который может заставить любого китайского ястреба задуматься, прежде чем пойти ва-банк и попытаться вторгнуться на Тайвань. «Что касается продаж оборудования, США традиционно давали Тайваню достаточно, чтобы быть колючим дикобразом, но не иметь наступательных способностей», – сказал Нил, – «Это подтолкнуло Тайвань к развитию внутреннего потенциала, в том числе гиперзвуковых ракет семейства Hsiung Fung, которые могут поражать как наземные, так и морские цели. Тайвань не обладает ядерными боеголовками, но одна цель даже обычного ракетного удара может вызвать кошмарные разрушения по всему Китаю. Последняя версия ракетной системы Hsiung Fung III может иметь возможность поразить огромную плотину через Янцзы». Исторически сложилось так, что наводнения Янцзы унесли жизни миллионов людей. На сегодняшней, даже в более густонаселенной земле, взрывное прорыв гигантской плотины «Три ущелья» стал бы беспрецедентной катастрофой для центрального Китая.
ЭНДРЮ САЛМОН