Выполнение положений Морской доктрины-2022 будет способствовать обеспечению нацбезопасности РФ
Выполнение положений Морской доктрины — 2022 будет способствовать обеспечению нацбезопасности РФ. Россия не намерена предоставлять США монопольного права на владение морем.
Третья редакция Морской доктрины
31 июля 2022 года, в День Военно-Морского Флота, президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении новой Морской доктрины России. Церемония прошла в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости.
Указ об утверждении новой Морской доктрины России вступил в силу со дня подписания.
Напомню, что Морская доктрина РФ является документом стратегического планирования, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности, то есть — национальную морскую политику России.
Впервые подобный документ в России появился в 2001 году. Исходно срок его действия был определен в 20 лет, но известные события 2014 года в «треугольнике» Украина — Крым — Россия настолько изменили геополитическую и военно-стратегическую ситуацию в мире, что уже летом 2015 года в РФ Морская доктрина была принята в своей второй редакции.
Начало специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, а также заметное обострение отношений России со странами — членами НАТО, ожидаемо вызвали необходимость в очередной коррекции текста отечественной Морской доктрины. Эта новая — наиболее актуальная редакция Морской доктрины РФ и была утверждена Путиным 21 июля текущего года.
«Распространяются на весь Мировой океан»
Думаю, читателям будет интересно познакомиться с наиболее важными положениями данного документа, отныне определяющего национальную морскую политику России.
Начнем с расшифровки того, что такое «национальная морская политика». Согласно тексту Морской доктрины РФ 2022 года, национальная морская политика — это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации.
Как отмечается в документе, правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области морской деятельности, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.
В доктрине подчеркнуто, что национальные интересы РФ отнюдь не ограничиваются лишь акваториями Балтийского и Черного морей, а также Северного Ледовитого и Тихого океанов.
«Национальные интересы Российской Федерации как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море», — указано в документе.«В целях гарантированного обеспечения»
Важным отличием Морской доктрины 2022 года от предыдущих редакций является наличие в документе положения о морском транспорте и о внутреннем водном транспорте, а также такого актуального для современной России пункта, как «безопасное функционирование морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья». Также в отдельные положения выделены «Антарктическое региональное направление» и судостроение/кораблестроение. Особое внимание в документе уделяется обеспечению экологической безопасности при освоении мирового океана, а также решению социальных проблем людей, занятых в морских отраслях.
Доктрина закрепляет положение о том, что РФ, в целях гарантированного обеспечения и защиты своих национальных интересов, определяет приоритетные районы (зоны) в Мировом океане. Последние по своей значимости могут быть жизненно важными, важными и другими. На всякий случай уточню, что к жизненно важным районам обеспечения нацинтересов РФ относятся:
— внутренние морские воды и территориальное море РФ, а также их дно, недра и воздушное пространство над ними;
— исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ, включая континентальный шельф РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны России в Арктическом бассейне в границах, определенных в рекомендациях Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвекции ООН по морскому праву;
— Арктический бассейн, примыкающий к побережью РФ, включая акваторию Северного морского пути;
— акватория Охотского моря и российский сектор Каспийского моря.
Иными словами, РФ декларирует, что вышеперечисленные районы считает полностью своими и готова, если что, на самые экстраординарные меры ради удержания контроля над этими районами. Почему? Потому что, с точки зрения военно-политического руководства России, данные районы рассматриваются как жизненно важные для обеспечения нацинтересов РФ.
К важным районам обеспечения нацинтересов РФ Морская доктрина относит:
— акватории океанов и морей, прилегающие к побережью Российской Федерации, включая Азовское и Черное моря;
— восточную часть Средиземного моря (здравствуй, Сирия!);
— черноморские, балтийские и курильские проливы;
— районы прохождения мировых морских транспортных коммуникаций, в том числе пролегающих вдоль азиатского и африканского побережья.
Жестко, без шапкозакидательства
В доктрине содержится весьма показательный для реалий второго десятилетия XXI века тезис:
«В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях морей и океанов, прилегающих к территории Российской Федерации».
Далее в документе идет перечисление основных вызовов и угроз нацбезопасности и устойчивому развитию РФ, связанных с Мировым океаном. На первом месте тут ожидаемо оказался стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанных с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океане. Словом, Штаты поступают в полном соответствии с заветами американского военно-морского теоретика Альфреда Тайера Мэхэна, однажды сказавшего: «Кто владеет морем, тот владеет миром».
В тексте российской Морской доктрины 2022 года недвусмысленно дается понять, что Россия не намерена предоставлять США монопольного права на владение морем. Ибо, кто владеет морем… Ну, вы поняли. При этом авторы Морской доктрины явно не страдают склонностью к шапкозакидательству. Они рассуждают трезво и, порой, достаточно жестко, прекрасно понимая, что самообман в документах стратегического планирования может обойтись нашему государству очень дорого.
В частности, перечисляя основные риски для морской деятельности РФ, текст доктрины без обиняков указывает на следующие моменты: недостаточное участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках, существенную зависимость внешнеторговой деятельности РФ от морских перевозок и функционирования морских трубопроводных систем, несоответствие состава и состояния российского научно-исследовательского флота современным требованиям, отсутствие достаточных пунктов базирования за пределами РФ для обеспечения кораблей и судов нашего ВМФ, и так далее.
Конечно, все эти «минусы» впредь придется учитывать и, по мере сил, исправлять. Без этого просто невозможно реализовать закрепленное в Морской доктрине-2022 положение о том, что развитие РФ как великой морской державы и укрепление ее позиций среди ведущих морских держав мира, является основной стратегической целью национальной морской политики России.
Вершина флотской «пирамиды»
Разумеется, не забыт в Морской доктрине и пункт о необходимости повышения оперативных (боевых) возможностей ВМФ по обеспечению нацбезопасности РФ и защите ее нацинтересов в Мировом океане. Дополняющее этот пункт положение о необходимости развития на Дальнем Востоке современного высокотехнологического судостроительного комплекса, предназначенного для строительства крупнотонажных судов (в том числе современных авианесущих кораблей для ВМФ), закрывает дискуссию о том, нужны ли нашему флоту авианосцы. Ответ дает Морская доктрина-2022 — авианосцы нужны!
Ну, а поскольку авианесущие корабли, это лишь вершина флотской «пирамиды», опирающаяся на многочисленные вымпелы охранения и обеспечения, палубную авиацию, современные комплексы разведки и целеуказания, а также развитую береговую инфраструктуру, способную проектировать/строить и поддерживать в боеспособном состоянии все составляющие авианосной ударной группировки, то потребуется системно создавать и это все тоже. Иначе содержание Морской доктрины — 2022 так и останется только на бумаге. Чего, конечно, не хотелось бы.
Закончить хочется длинной, но очень важной цитатой из подписанного Путиным документа:
«Реализация положений данной Доктрины будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Российской Федерации, обеспечению ее национальной безопасности и укреплению авторитета на международной арене».