Вышли в плюс

За январь-ноябрь 2023 года дефицит федерального бюджета сократился до 878 млрд рублей. Это, конечно, не статистическая погрешность, но значение весьма небольшое. В декабре возможно как дальнейшее сокращение дефицита в связи с продолжающимся поступлением нефтегазовых сверхдоходов и выплаты налога на сверхприбыль, так и его увеличение в связи с повышенными бюджетными тратами под конец года. Впрочем, это не так важно. Уже можно сказать однозначно, что 2023 год бюджет прошел уверенно.

Если смотреть непосредственно на ноябрь, то здесь мы имеем значительное увеличение нефтегазовых доходов, а также профицит, который частично компенсирует "убытки" предыдущих месяцев:

Вышли в плюс

Впрочем, чтобы сделать предварительные выводы, необходимо смотреть более полную картину непосредственно за 11 месяцев.

Вышли в плюс

За январь-ноябрь доходы федерального бюджета составили 25,96 трлн рублей, расходы — 26,84 трлн. Дефицит — 878 млрд:

Вышли в плюс

В начале года были опасения, что у государственной казны могут возникнуть реальные проблемы и дефицит составит 4-5 трлн рублей. Тогда Минфину пришлось бы увеличивать долговую нагрузку, что в текущей ситуации крайне опасно. Особенно если учесть необъяснимое желание ведомства Силуанова предоставлять излишне щедрые условия по размещаемым ОФЗ. Но обошлось. Этому способствовало несколько факторов: как объективные, так и субъективные.

Первое. Правительство осуществляло повышенный уровень расходов в начале года, заранее доводя средства до конечных получателей. Подобная практика имела место и ранее, однако в этом году темпы, действительно, зашкаливали. Так за январь-февраль 2023 года расходы составили 5,744 трлн рублей, что оказалось на 51,5% (!) выше, чем годом ранее.

Да, было понятно, что происходит, однако определенные опасения имелись, так как столь активные темпы были набраны впервые. Плюс тогда же Минфин как вне себя размещал существенные объемы ОФЗ под 10-10,5% (при ключевой ставке в 7,5%). Однако со временем расходы стали приходить в норму и по 11 месяцам их рост составил только 11,7%.

Второе. В этом году мы имеем существенный рост ненефтегазовых доходов бюджета. Плюс 25,6% до 17,37 трлн рублей. Это рекордные темпы. Почему такое получилось?

Ненефтегазовые доходы — показатель дел в экономике. Чем интенсивней она развивается — тем выше уровень налоговой базы. В прошлом году правительство Мишустина направило огромные финансовые ресурсы на преодоление кризисных явлений. В результате 2022 год Россия прошла с минимально возможными потерями (всего минус 2,1%).

Уже с конца прошлого года началось V-образное восстановление. В 2023 году рост ВВП составит порядка 3,5%, что ещё несколько месяцев назад не мог предположить даже самый ярый оптимист. Плюс за счёт бюджетного субсидирования процентных ставок неплохими темпами растёт денежная масса, объем которой на 1 ноября составил 91,134 трлн рублей (+20,5% за год). Всё это дало результат, и деньги вернулись в бюджет. Да ещё и в большем количестве.

Третье. За счёт мировой конъюнктуры, снижения дисконта по Urals и девальвации рубля выправились нефтегазовые доходы. Да, за январь-февраль их объем составил 8,2 трлн рублей, что на 22,8% меньше, чем годом ранее. Однако необходимо учитывать, что в 2022 году цены на энергоресурсы были аномальными. Сейчас они приходят в норму. К слову, по ноябрю нефтегазовые доходы составили 1,016 трлн, что на 17,2% выше, чем в ноябре 2022 года.

Впрочем, здесь в очередной раз повторю уже набивший оскомину тезис. Министерство финансов продолжает использовать данные британского Argus, что приводит к недополучению нефтегазовых доходов. Да, сейчас упущенные доходы меньше, чем весной. Но, всё равно, составляют весомые величины. И, к сожалению, весь 2024 году схема расчета нефтяных налогов принципиальных изменений не претерпит. Введения национального индикатора в лучшем случае состоится с 1 января 2025 года. Подробнее здесь: