Вывод американских войск из Афганистана, год спустя

Вывод американских войск из Афганистана, год спустя

Много критики прозвучало по поводу вывода войск США из охваченного войной государства Афганистан в августе 2021 года. Некоторые утверждали, что за этим последует рост глобального террора, а некоторые – что «пострадает статус США как лидера свободного мира». Год спустя стало ясно, что эти опасения не оправдались, а преимущества вывода войск перевешивают недостатки.

Решение США о выводе войск из Афганистана было продиктовано глобальными соображениями, а не военным давлением со стороны Талибана*. Это очевидно спустя год после вывода войск, несмотря на тяжелые сцены первых нескольких дней после захвата талибами столицы, страны Кабула, и празднования ими победы. Кроме того, на данном этапе опасность международной волны терроризма на Западе под руководством «Аль-Каиды»* не представляется конкретной и непосредственной угрозой.

Убийство Соединенными Штатами с помощью боевого БПЛА лидера «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири, который скрывался в Кабуле, также способствовало ослаблению организации и поставило ее в оборонительное положение.

Для администрации США и с точки зрения долгосрочной перспективы вывод войск был правильным шагом, который не нанес ущерба положению Соединенных Штатов как сверхдержавы и даже напротив, позволил уделить больше внимания и ресурсов для преодоления основных вызовов, которые в настоящее время бросают американцам Китай и Россия.

***

В конце августа 2022 года исполнится год с момента вывода войск США из Афганистана. Быстрый захват талибами столицы Кабула и бегство президента Афганистана Гани из страны создали ситуацию, когда вывод войск происходил на фоне резкого ухудшения ситуации на местах. Присутствие Талибана, несмотря на договоренности между администрацией США и Талибаном о том, что он воздержится от причинения какого-либо вреда американцам и силам НАТО, вызвало страх и хаос. Тысячи афганцев собрались в аэропорту в поисках спасения от террора нового режима. Тяжелые кадры получили широкое освещение во всем мире и создали впечатление, что Соединенные Штаты бегут из Афганистана. Помимо провала американской разведки в оценке жизнеспособности афганского правительства, казалось, что эти события нанесли ущерб имиджу силы США в целом и имиджу президента Байдена в частности.

Год спустя стоит рассмотреть последствия вывода войск с двух точек зрения: борьбы с мировым терроризмом и глобальных интересов США как сверхдержавы.

Борьба с терроризмом

Несмотря на длительное присутствие в Афганистане, стоившее им крови и огромных финансовых средств, Соединенные Штаты решили продолжать борьбу с терроризмом в любом необходимом месте по всему миру, в том числе и в самом Афганистане. Тем не менее, эта борьба занимает относительно низкое место в списке приоритетов по сравнению с тем значением, которое придавалось ей после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Именно тогда, в 2011 году, и было принято решение о проведении политики, отличной от той, которая проводилась на протяжении двух десятилетий.

Что касается конкретно Афганистана, то решение о прекращении американского военного присутствия было принято тремя последними администрациями. В конечном итоге именно администрация Трампа подписала соглашение о выводе войск с Талибаном в феврале 2020 года, а администрация Байдена его реализовала. Оба президента, несмотря на существенные различия между ними, разделяли мировоззрение, согласно которому в конечном итоге, несмотря на потенциальные военные, политические и имиджевые риски, связанные с выводом войск, преимущества данного решения перевешивают недостатки.

На практике борьба с терроризмом, которая была краеугольным камнем политики США, отошла на второй план после снижения масштабов международного терроризма и в ситуации, когда стало необходимо решать глобальные проблемы, которые администрация считает более актуальными с точки зрения безопасности Соединенных Штатов.

Таким образом, Соединенные Штаты решили значительно сократить свое обширное военное присутствие по всему миру и вместо этого в большинстве мест оставить ограниченные силы безопасности, роль которой заключается в оказании помощи местным силам в борьбе с терроризмом посредством сотрудничества в области разведки, обучения, а также материально-технической и экономической помощи. Президент Байден, как и его предшественники в Белом доме, неоднократно разъяснял, что Соединенные Штаты не заинтересованы в участии в «вечных войнах» и что в их распоряжении есть соответствующие инструменты, чтобы справиться с вызовами без «сапог, марширующих на земле».

С точки зрения борьбы с международным терроризмом, нет никаких признаков того, что Аль-Каида намерена восстановить Афганистан в качестве глобальной тренировочной базы для террористов из разных стран, чтобы обучить их совершать террористические акты на Западе. Несмотря на то, что в июле 2022 года США убили лидера «Аль-Каиды» доктора Аймана аль-Завахири в его убежище в Кабуле, до сих пор неясно, собирались или собираются ли остальные ветераны и видные лидеры организации, которые рассеяны по многим местам, в Афганистане. Кроме того, на данном этапе не похоже, что талибы сами дают Аль-Каиде возможность вновь утвердиться на афганской территории.

Среди талибов, мнение которых неоднозначно, есть те, кто выступает против этого. Многие из нынешних командиров этой организации помнят, какую тяжелую расплату понес прежний режим Талибана от США, когда позволил «Аль-Каиде» действовать под своей эгидой и использовать территорию страны не только как тренировочную базу для террористов, но и как стартовую площадку для убийственного терроризма против США и их союзников.

Можно, с известной осторожностью, утверждать, что «Аль-Каида», учитывая ее нынешние оперативные возможности и инфраструктуру за рубежом, не в состоянии сегодня вернуться к крупномасштабным террористическим кампаниям, которые она проводила в прошлом. Однако, несмотря на трудности, организация не исчезла с лица Земли и продолжает функционировать, поэтому необходимо тщательное разведывательное наблюдение, чтобы минимизировать риски, связанные с ее возможными неожиданными действиями.

Существует вероятность того, что в ближайшие годы Аль-Каида и другие террористические организации в Афганистане, которые отождествляются с ней, несмотря на убийство Аль-Завахири, будут использовать убежище в Афганистане для перегруппировки, вербовки новых сил и подготовки новой обученной и квалифицированной рабочей силы для будущих террористических актов на Западе.

Контрагент и соперник «Аль-Каиды», Исламское государство – Хорасан (ИГИЛ-Хорасан)*, действующий в Афганистане, в прошлом году сосредоточил свои террористические атаки в основном против режима талибов и меньшинств внутри страны, а также ведет спорадическую активность, направленную против соседей Афганистана, и на данном этапе не может инвестировать в экспорт терроризма из Афганистана в западные страны.

Что касается угрожающей возможности возобновления терроризма на международной арене, президент Байден пообещал, что Соединенные Штаты сохранят возможности, которые позволят им сорвать такие планы, пока они еще находятся на ранних стадиях. В этом контексте ожидается, что Соединенные Штаты будут полагаться на дистанционный сбор разведданных с использованием передовых технологий и укреплять сотрудничество с региональными союзниками. И это несмотря на то, что без физического присутствия в Афганистане и без дипломатической миссии американским администрациям будет сложнее выполнять эти обязательства.

Соединенные Штаты устояли

Суровые образы вывода войск из Афганистана сопровождают администрацию Байдена по сей день. И даже если их значение в оценке деятельности президента снизилось, возможно, они являются частью других элементов, которые ведут к падению популярности президента США. Также вероятно, что Республиканская партия попытается использовать их в преддверии промежуточных выборов (ноябрь 2022 года).

Тем не менее, в долгосрочной перспективе представляется, что принятое Байденом решение о выводе войск на практике было логичным с точки зрения распределения американских ресурсов и не нанесло ущерба сверхдержавному положению Соединенных Штатов. Вывод войск позволил администрации сосредоточить внимание и ресурсы на борьбе с тем, что она считает главными угрозами сегодня – на соперничестве с Китаем и с Россией, особенно на фоне конфликта в Украине. И это в определенной степени компенсирует тяжелые впечатления от вывода войск из Афганистана.

Уход американцев привел к возобновлению захвата Талибаном власти в Афганистане, что, в частности, означает введение жестких религиозных законов и значительное ухудшение прав женщин и граждан Афганистана в целом. Кроме того, страна переживает экономический и гуманитарный кризис. Это проблематичное развитие событий, но, по мнению американской администрации, в этом виновата не она, а талибы, которые могли бы получить международную помощь, если бы действовали иначе.

С точки зрения Израиля, вывод войск США из Афганистана не стал значительным поворотным моментом, поскольку на практике суннитские салафитско-джихадистские организации не направляют свою борьбу на Израиль. В основном случившееся имеет значение для их морального духа и морального духа организаций, входящих в шиитскую ось. По мнению шиитской оси, вывод войск продемонстрировал, что США являются ненадежным источником поддержки для своих союзников.

Однако Ирану, главному противнику Израиля (и центру шиитского пояса, – прим.), теперь необходимо уделять повышенное внимание событиям на границе с Афганистаном – хотя это не подорвет его активности на всем Ближнем Востоке.

То, что в момент вывода войск и после него интерпретировалось как удар по американскому образу силы и по уверенности союзников Америки (в том, что США станут их защищать в случае опасности, – прим.), на самом деле не изменило отношения акторов в регионе к США. Это стало заметно во время визита президента Байдена в регион в июле этого года: с одной стороны, эти акторы заинтересованы в тесных отношениях с США и нуждаются в них, и в то же время они понимают, что политика американцев в отношении Ближнего Востока более осторожна, чем в прошлом, особенно когда речь идет об использовании военных ресурсов.

* — террористическая организация, запрещена в РФ