Взлёт правых Европы ничего не изменит

Их выборы были не более чем шарадойВзлёт правых Европы ничего не изменитВзлёт правых Европы ничего не изменит

В зависимости от своей политической позиции, можно рассматривать всплеск правых в Европейском парламенте либо как серьезную угрозу демократии, либо как её поразительную победу – и важный шаг вперёд в «возврате контроля» от брюссельской олигархии. Но обе позиции неверны. Правда в том, что, несмотря на вчерашнюю истерию, усугубленную решением Макрона распустить парламент и назначить внеочередные выборы, влияние этих выборов не будет таким значительным, как люди боятся или надеются.

Рассмотрим победителей: группы ECR и ID, которые добились значительных успехов. Оба блока состоят из различных правопопулистских партий, которые глубоко разделены по ряду важнейших стратегических вопросов: социальные и экономические вопросы, расширение Европы, Китай, отношения между ЕС и США и, что наиболее важно, Украина. Это означает, что даже если им удастся подтолкнуть Европейскую комиссию вправо, им будет сложно превратить свой успех на выборах в политическое влияние; по самым важным проблемам Европы, маловероятно, что они проголосуют единым блоком. Но на более фундаментальном уровне предположение, что эти выборы радикально изменят ход политики ЕС или даже поставят под угрозу саму демократию, подразумевает, что ЕС является функционирующей парламентской демократией. Но ведь это не так.

Несмотря на фанфары, окружающие каждые европейские выборы (которые всякий раз утомительно называют «самыми важными выборами в истории Европейского Союза»), реальность такова, что Европейский парламент не является парламентом в общепринятом смысле этого слова. Это будет подразумевать возможность инициировать законодательство, а Европарламент не обладает такой властью. Это зарезервировано исключительно за «исполнительным» органом ЕС, Европейской комиссией — самой близкой к европейскому «правительству» — которая обещает «не запрашивать и не принимать указаний от какого-либо правительства или от любого другого учреждения, органа, офиса или организации».

«Реальность такова, что Европейский парламент не является парламентом в общепринятом смысле этого слова».

И это неизбежно включает в себя Европейский парламент, который может только одобрять, отклонять или предлагать поправки к собственным законодательным предложениям Комиссии. Сама же Комиссия ни в коем случае не избирается демократическим путем. Ее председатель и члены предлагаются и назначаются Европейским советом, в состав которого входят лидеры государств-членов ЕС. Даже в этом случае Европарламент может только одобрить или отклонить предложения Совета. Отсюда и парадокс Урсулы фон дер Ляйен, которая ведет (комично тревожную) избирательную кампанию на второй срок, несмотря на то, что фактически не баллотируется на депутатское место.

В 2014 году это предполагалось исправить: была введена новая система — так называемый процесс «ведущего кандидата», согласно которому перед европейскими выборами каждая крупная политическая группа в Европейском парламенте выдвигала своего кандидата на пост председателя Еврокомиссии, а кандидат группы, получившей наибольшее количество мест, автоматически становился председателем. Но эта система так и не быдв введена в действие. В 2019 году сама Урсула фон дер Ляйен была выбрана за закрытыми дверями лидерами ЕС, несмотря на то, что она не участвовала в выборах, и что два кандидата уже были выдвинуты правоцентристской ЕНП и левоцентристской С&Д группы. Сегодня эта система считается практически мертвой, поэтому другие группы даже не удосужились предлагать своих кандидатов.

И все же, несмотря на такие недемократические ограничения, судя по вчерашним результатам, можно утверждать, что даже ЕС не может оставаться полностью изолированным от сдвига континента вправо. Это правда: возросший вес правых популистов в Европейском парламенте может заставить Совет выдвинуть более правого кандидата, чем фон дер Ляйен.

Прежде чем мы попадемся в ловушку предсказания правопопулистской антиутопии, необходимо сделать несколько важных предостережений. Хотя это правда, что Еврокомиссия назначается национальными правительствами, и поэтому может показаться, что последние контролируют ситуацию, в равной степени верно и то, что наднациональные институты Европейского Союза имеют огромное влияние на национальные правительства, поскольку они контролируют важнейшие аспекты их экономической политики. Это особенно актуально для еврозоны, где Европейская комиссия и Европейский центральный банк (ЕЦБ) могут эффективно навязывать избранным правительствам любую политику, которую они хотят, и даже насильственно отстранять их от должности, как они это сделали с Сильвио Берлускони в 2011 году.

Это означает, что, по крайней мере в еврозоне, политическое выживание правительств во многом зависит от доброй воли ЕС. Вот почему даже правопопулистские партии, как только они попадают в правительство – или начинают думать, что у них есть хорошие шансы на это – имеют тенденцию быстро перестраиваться вровень с истеблишментом, как в Европейском совете, так и в Европейском парламенте. Возьмите Джорджию Мелони. По всем основным вопросам премьер-министр Италии объединила свое правительство с ЕС и НАТО и дала понять о своей готовности поддержать на второй срок фон дер Ляйен, с которой у неё сложились тесные отношения. Тем временем во Франции Марин Ле Пен также начала процесс «мелонификации» — отказа от своей антиевроплатформы и смягчения своей позиции по отношениям России-Украины и НАТО. Даже если её партия «Национальное объединение» победит на предстоящих выборах во Франции, все признаки указывают на то, что она не станет той разрушительной силой, которую она обещает.

Есть ещё один момент, который следует учитывать. С одной стороны, тот факт, что Европейский парламент, единственный демократически избранный институт в ЕС, осуществляет некоторый надзор за политикой Комиссии, можно рассматривать как позитивное событие. В этом смысле большее присутствие правопопулистских партий, безусловно, окажет влияние на законодательный процесс, особенно по крайне поляризующим вопросам, таким как Европейский зеленый курс и иммиграция.

Но с другой стороны, это не меняет того факта, что Европарламент останется политически беззубым. Весь законодательный процесс, который происходит через систему неформальных трехсторонних встреч по законодательным предложениям между представителями Парламента, Комиссии, Совета, является, мягко говоря, непрозрачным. Это, как пишут итальянские исследователи Лоренцо Дель Савио и Маттео Мамели, усугубляется тем фактом, что Европейский парламент «физически, психологически и лингвистически более далек от обычных людей, чем национальные», что, в свою очередь, делает его более восприимчивым к давление лоббистов и хорошо организованных корыстных интересов. В результате даже самые благонамеренные политики, попав в Брюссель, имеют тенденцию втягиваться в его пузырь.

На ещё более фундаментальном уровне ничего из этого никогда не изменится, даже если Европейскому парламенту будут предоставлены полные законодательные полномочия; по той простой причине, что не существует европейских демократов, которые мог бы представлять парламент. Такой демос — политическое сообщество, обычно определяемое общим и относительно однородным языком, культурой, историей и нормативной системой — все еще существует только на национальном уровне. Действительно, ЕС по-прежнему глубоко расколот по национальным экономическим, геополитическим и культурным линиям разлома — и вряд ли это изменится.

Все это означает, что, хотя мы можем ожидать изменения курса по некоторым вопросам, эти выборы вряд ли решат насущные экономические, политические и геополитические проблемы, от которых страдает ЕС: застой, бедность, внутренние разногласия, лишение демократических прав и, что, возможно, наиболее важно для будущее континента, агрессивная натоизация и милитаризация блока в контексте эскалации напряженности в отношениях с Россией. В этом смысле неудивительно, что около половины европейцев даже не удосужились проголосовать. В конечном счете, ЕС был создан именно для того, чтобы противостоять популистским восстаниям, подобным этому. Чем скорее западные популисты и доморощенные фантазёры с этим смирятся, тем лучше.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».