У иноагентов появились «лица бренда»: Шендерович, Гельман и Толоконникова
Почему внесением в список иностранных агентов самых скандальных российских либералов Минюст сделал всей стране настоящий новогодний подарок?
Как подарок под ёлочку, Минюст преподнёс россиянам новогодний сюрприз. Понятно, что Министерство юстиции – не Санта-Клаус, у которого неутомимые эльфы клепают подарки на любой вкус, а ограниченная собственной компетенцией институция – и подарить там могли только то, что находится в их власти. Но получилось на удивление круто – лучше всяких эльфов: в список иностранных агентов попали сразу несколько личностей настолько одиозных, что их можно смело называть попросту легендарными. Виктор Шендерович! Надежда Толоконникова! Марат Гельман! (все трое признаны иноагентами). И ещё несколько человек помельче, за компанию. Да это же просто былинные богатыри! Люди-мифы. Памятники имени себя.
В последнее время, по мере того, как неприятный статус настигал всё больше и больше уворачивающихся от него претендентов, «там» пытались создать собственную контр-игру. Дескать, «иноагент – это знак качества», «мы в хорошей компании», «сейчас стыдно не быть иноагентом» и так далее. Короче, выдавали нужду за добродетель. И вот как нарочно пополнение заветного списка названными выше героями всю эту линию разбивает просто вдребезги – поскольку тут уж такой «знак качества» и такая «хорошая компания», что рядом стоять стыдно. В сутулый рядок иноагентишек пришли настоящие гиганты и заслонили собой всё. Отныне и впредь «иноагент» будет ассоциироваться с… а с чем, а? Давайте вспомним все подробности «житий» наших исполинов либерального духа!
Марат Гельман! Ах, что за человек! Настоящий кишинёвский интеллигент, галерист, обладатель тонкого вкуса, переносчик новейших художественных трендов и рассадник передового мышления. Мышление всегда было настолько передовым, что обычные россияне никак за ним не поспевали. Чаще всего спектр народных эмоций от деятельности Гельмана варьировался от ужаса до возмущения. Звёздным часом для культуртегера стал 2012 год, когда в Новосибирске прошла его выставка «Родина». Как уже можно заподозрить из названия, которое люди типа нашего героя никогда не употребляют в положительным смысле, а всегда только с ядовитым и презрительным шипением – там ничего хорошего быть не могло. Но реальность сумела превзойти ожидания! Инсталляции «церквей» с клизмами вместо куполов. Голые тётки на конях в роли трёх богатырей. И наконец, даже «обезьяна с орденами и медалями». Общественному возмущению не было предела, а Гельман млел от всеобщего внимания. Ну что ж, жернова истории мелют медленно…
Надя Толоконникова. Лидер и фронтмен группы «Пусси райот». Начинала свой творческий путь в составе арт-группы «Война», впервые засветилась на весьма откровенной акции в биологическом музее Тимирязева в 2008 году. Всемирную известность (оборот из Википедии) получила после плясок в Храме Христа Спасителя, вызвавших огромный резонанс в обществе преимущественно негативного характера. Отсидев свои годы в колонии, на свободу Толоконникова вышла звездой, желанной в лучших салонах Запада. Встречалась с Мадонной и Хиллари Клинтон, мелькнула в сериале «Карточный домик» и вообще – наслаждалась своей минутой славы, которая, впрочем, быстро кончилась. Спустя некоторое время с удивлением обнаруживаем её уже не в мировых турне, а снова в России – тщетно пытающейся повторить свой звёздный час, но безуспешно – дважды повторенная шутка, даже самая грубая, уже не смешит и не раздражает. Но звание «иноагента» дать человеку, который пожал свою порцию всевозможных западных грантов за кощунство – святое дело.
И, наконец, Виктор Шендерович. Настоящей загадкой, для начала, является его упорное именование себя «писателем» – что никак не подтверждается хотя бы малейшим культурным следом в народной памяти. Что он написал, каких запоминающихся героев на свет вывел, какие остроумные цитаты из его книг читатели сделали афоризмами – никому навскидку не известно. Но прославился Шендерович отнюдь не своим литературным талантом! А неким удивительным «чувством стиля» – если понимать под этим эталонную реакцию так называемой «демшизы» (старое уже словечко). Шендерович стал эдаким барометром, который всегда показывал нужный градус брезгливого злорадства к собственной стране при её проблемах, скептицизма и цинизма – при успехах, и общей «неполживой рукопожатности» – всегда. Согласитесь, при таком драгоценном в определённых кругах умении какие-то писательские успехи становятся уже совершенно излишними!
Очень неожиданно в этом свете выглядит прозвучавшее в 2018 году обвинение в домогательствах журналисток, которое озвучила Ксения Веретенникова, назвав такие действия льва либерального света «мерзкими и агрессивными». Как же – такой культурный, честный, порядочный человек, а ведёт себя как… как Вайнштейн какой-то. Или тут есть некоторые закономерности в общем культурном коде, как полагаете? Также здесь на ум невольно приходит, впрочем, ещё одна «взрослая» история, в которой Шендерович участвовал в конце нулевых, но не будем сейчас о ней… Игрив наш герой, ох, игрив!
И вот это сборище «людей с прекрасными лицами» будет теперь, так сказать, «лицами бренда» иноагентов. Лучших и выбрать нельзя! Чтобы всё всем было ясно и понятно – кто с кем и в какой компании.