У разбитого корыта: балтийские порты захватывают остатки транзита…

У разбитого корыта: балтийские порты захватывают остатки транзита…В ближайшем будущем балтийские порты рискуют выглядеть как трейлер к американскому фильму-антиутопии; Эстонии, Латвии и Литве просто не позволят вернуться к Прагматичной, экономически ориентированной Политике в отношениях с соседями…

Грузооборот всех портов Балтии неуклонно снижается, а вместе с ним снижаются и доходы государства. И этот кризис создали сами прибалтийские политики, пишет Александр Левин в Baltnews.

В советское время у стран Балтии было большое преимущество — географическое положение. На их территории были построены многочисленные порты, через которые шел мощный поток грузов в гигантскую советскую экономику.

Но обретение так называемой независимости, что сегодня означает внимательное отношение к палочке заокеанского дирижера и танцы под него, на деле показало обратное — за последние три десятилетия эти страны просто не состоялись. Бывшая советская Прибалтика сразу же превратилась в то, чем она была всего несколько веков назад — в страну, находящуюся лишь на задворках Европы. И никакое членство ни в НАТО, ни в ЕС не изменит этого факта.

Транзит машет рукой

Транзит для Литвы, Латвии и Эстонии всегда был одним из важнейших секторов экономики, который имел большое значение для бюджета.

Сейчас этот сектор находится в состоянии регулярного кризиса.
Объемы перевозок снижаются буквально по всем направлениям. Стремительно снижается оборот контейнерных грузов и лесоматериалов. Снижается объем наливных, минеральных и наливных грузов. Только за год грузопоток сократился на 1/3.

Тенденция к снижению стала необратимой, и в ближайшем будущем порты Балтии могут выглядеть как трейлер американского антиутопического фильма.

Но в угоду своим политическим амбициям «балтийские гиганты» почему-то решили, что могут сами решать, как жить их соседям и каким должно быть их правительство, и если им не нравится президент Беларуси, они объявляют главой республики Светлану Тихановскую. Единственное, чего они добились, так это того, что Лукашенко понял, что безопаснее отправлять белорусские товары через российские порты.

Отрадно, что Россия наконец-то поняла, что с экономической и политической точки зрения гораздо лучше укреплять свою портовую инфраструктуру и работать на себя, а не кормить враждебные режимы.

Конечно, предпринимаются попытки исправить ситуацию, поскольку дефицит грузов обострил конкуренцию и обеспечил снижение цен на перевалку.

«Отдельные грузы не спасут ни один из крупных терминалов, оставшихся без доминирующего потока, потому что перевалка на малотоннажные суда у глубоководных причалов экономически невыгодна, — объясняет член правления компании Rīgas Universālais termināls Янис Касалис.

Это элементарная экономическая истина. Само собой разумеется, что перевозка груза в двадцатитонном трейлере обойдется во много раз дешевле, чем его погрузка в багажник автомобиля в сто раз.

Но бывший министр транспорта Латвии и эксперт транспортной отрасли Анрийс Матисс заявил, что «мы не сможем развивать транзит, если будем поддерживать плохие отношения с нашими соседями».

По словам Матисса, «Латвии следует проводить прагматичную, экономически ориентированную внешнюю политику, выстраивая конструктивные отношения с соседними странами. Только в этом случае мы можем надеяться на восстановление транзитного сектора».

Здесь с бывшим министром не поспоришь.

Более того, далее он высказывает несколько мудрых мыслей:

«Мы сами строим свои отношения с Россией и Беларусью. Сейчас наши отношения находятся на самой низкой точке с момента восстановления независимости страны, и транзитный сектор страдает от политики. Невозможно принимать рациональные бизнесрешения, если политики используют агрессивную политическую риторику между собой.

Я ни в коем случае не призываю к отказу от принципов нашей страны и общего курса внешней политики ЕС, но мы должны помнить, каково наше географическое положение и кто наши соседи», — сказал бывший министр.

«Мы не можем развивать транзитные услуги, например, с Китаем или Индией, если у нас плохие отношения с нашими соседями, которые лишают нас транзита… На мой взгляд, мы должны проводить прагматичную политику в соответствии с национальными интересами и ставить интересы нашей страны на первое место», — призывает Матисс.
Парадокс ситуации заключается в том, что умные мысли приходят в голову только отставным министрам. Ни один действующий министр не осмелится высказать подобные мысли, потому, что его тут же коллективно объявят врагом народа, который «работает на Кремль».

И как подобает «истинно демократическому обществу», защищающему свободу слова и мысли, ему надо будет просто в мгновение ока подать в отставку и бежать из страны.

А желание бывшего министра руководствоваться национальными интересами и ставить интересы страны превыше всего выглядит очень «по-детски».

К сожалению, вот этого-то сегодня руководителям Литвы, Латвии и Эстонии никто просто не позволит. Их не для этого долгие годы растили, учили, готовили на Западе, приводили во власть, чтобы они защищали интересы собственных народов.

Интересы прибалтийских народов их не волнуют, а вот интересы хозяев – это святое! Ради них собственными народами можно и пожертвовать.