Учиться на их ошибках: почему на отечественных предприятиях необходимо усилить отделы по контролю качества
В далёком ныне 2017 году специалистами Роскосмоса – после целой череды падений ракет-носителей – были установлены факты использования некачественного припоя при производстве ракет-носителей «Протон-М». Однако после наведения порядка, наказания виновных и повышения уровня производственной культуры отечественные ракеты перестали падать. Тогда над новостью о припое не сокрушался только ленивый, что, впрочем, было более чем справедливо. Многим казалось, что такой бардак может быть только в России.
Но ничего подобного. Свежайшая новость от 7 июня.
Американский производитель автомобильных шин Goodyear Tire & Rubber Co. отзывает шины модели G159 для домов на колесах 1996–2003 годов выпуска, дефекты которых за последние 20 лет могли стать причиной аварий с не менее 95 погибшими или пострадавшими. Компания получила свыше 600 жалоб от лиц, попавших в аварии из-за некачественных шин, расследование было начато в 2017 году. И лишь в 2022 году Национальное управление по безопасности дорожного движения США доказало, что виной ДТП были некачественные шины. Акции Goodyear с начала года упали на 37%.
Короткие выводы из этой новости:
- Goodyear ещё на рубеже «нулевых» – времена, когда в США не было никакого кризиса – выпускала бракованные шины и точно знала о проблеме, однако ничего не предпринимала для её решения.
- Государство в лице контролирующих органов не обращало внимания на проблему и занялось ей лишь в 2017 году – спустя 14 лет после выпуска последней бракованной шины.
- У властей ушло 5 (!) лет на расследование дела, а у пострадавших и членов их семей уйдёт ещё добрых 10–20 лет на суды с Goodyear.
И если вам кажется, что это единственный случай и культура производства в США сильно выросла с тех времён, то я спешу вас разочаровать: всё стало только хуже. Падение культуры производства стало тотальным и затронуло даже китов американского машиностроения в лице Boeing.
В 2020 году компания Boeing начала проверку более чем четырехсот изготовленных и находящихся на производственной стоянке самолетов модели Boeing-737 MAX. Это произошло после обнаружения производственного мусора, а именно ветоши и частей инструментов, «забытых» в топливных баках некоторых самолетов. Количество самолетов, в которых был обнаружен мусор, не разглашается, однако уже ясно, что тотальная проверка всех изготовленных за последний год 737 МАХ свидетельствует именно о системной проблеме.
Эти проверки начались после падений Boeing-737 МАХ, приведших к сотням погибших, и позволили установить, что американский авиарегулятор – FAA – закрывал глаза на тот бардак, который творился в сборочных ангарах Boeing, да и сами инженеры корпорации часто оказываются некомпетентными.
А теперь, собственно, о том, к чему эти две истории: перед отечественным машиностроением стоит огромный вызов – необходимость в краткие сроки освоить производство многих узлов и машин в рамках импортозамещения. Инженерных ошибок и просчётов будет много, равно как и брака. Однако нужно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, а тот, кто делает и учится не только на своих, но и на чужих ошибках, достигает успеха раньше и с меньшими потерями.
Поэтому на многих предприятиях, которые вскоре будут производить многие изделия, хорошо бы усилить отделы по контролю качества, а на многие ввести аналоги военной приёмки.