Удивительные попытки финансирования ВСМ «Москва – Санкт-Петербург»

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Удивительные попытки финансирования ВСМ "Москва – Санкт-Петербург"1K прочтенийВчера

Долгожданное строительство ВСМ "Москва – Санкт-Петербург" наконец-то начинается. Напомню, что ввод в эксплуатацию запланирован уже во втором квартале 2028 года. Время в пути на маршруте займет 2 часа 15 минут, а общая стоимость строительства (без подвижного состава) оценивается в 1,75 трлн рублей. Впрочем, и билет будет недешевым – порядка 10 тысяч рублей. Подробнее данную ситуацию я разбирал здесь:

Константин Двинскийt.me

До настоящего момента строительство ВСМ стопорилось по причине отсутствия финансирования. Действительно, средства требуются большие, однако и сам проект является масштабным и необходимым для экономического развития, поэтому при желании финансовые ресурсы можно было найти. И вот весной их нашли. Рабочий вариант выглядел следующим образом (с учетом затрат на подвижной состав):

  • 580,6 млрд – средства ФНБ на 25 лет по ставке в 3% годовых
  • 28,5 млрд – капитальный грант из бюджета
  • 299,4 млрд рублей – бюджетные субсидии (подстраховка от операционных убытков). Не факт, что пригодятся
  • 218,5 млрд – взносы концессионеров
  • 290 млрд – облигации пенсионного фонда "Газфонд"
  • 903,8 млрд – банковские кредиты

В целом, несмотря на большое количество источников финансирования схема выглядела более-менее адекватно. Можно было бы ее, конечно, упростить, но это потребовало бы еще неограниченных бюрократических согласований. Поэтому пусть будет.

Удивительные попытки финансирования ВСМ "Москва – Санкт-Петербург"

Однако обратим внимание на строчку "взносы концессионеров". Весной сумма равнялась 218,5 млрд рублей, а сейчас подросла до 328,5 млрд. Видимо, при текущих процентных ставках было принято решение сократить долю банковских кредитов. В общем, правильно. Концессионером выступает ООО "ВСМ Две столицы", учредителем которого является АО "УК ВСМ Две столицы". И вот здесь начинается действительно необъяснимая схема.

Предполагается, что акционерами последнего юрлица станут:

  • 51,7% – Москва через ГУП "Московский метрополитен" (взнос 170 млрд рублей)
  • 26,9% – ОАО РЖД (взнос 88 млрд рублей)
  • 15,5% – субъекты России, по территории которых пройдет ВСМ (взнос 51 млрд рублей)
  • 5,8% – грузоотправители, т.е. частные компании (взнос 19 млрд рублей)
  • 0,0031 – символическая доля ЗАО "Лидер" (взнос 10 млн рублей)

Мы, конечно, привыкли к тому, что власти любят выдумывать различные сложные схемы, которые тысячу раз требуют пересогласований между их участниками, но здесь они превзошли даже сами себя. Для чего пытаться внедрить столь запутанный механизм уже на начальном этапе – понимания нет. Логично, что Москва, Московская область и Санкт-Петербург могут "скинуться" на ВСМ даже безвозмездно, но для чего вытаскивать деньги с Новгородской, Тверской и даже Ленинградской областей? Для них без преувеличения каждый миллиард на счету.

Также сейчас идут уговоры частных грузоотправителей войти в капитал АО "УК ВСМ Две столицы" (доля в 5,8% в размере 19 млрд рублей). Взамен обещают право на получение приоритетного доступа к участкам Октябрьской и Северной железных дорог после ввода ВСМ в эксплуатацию. Напомню, что одной из целей строительства является разгрузка железнодорожных маршрутов на Северо-Западе, в результате чего грузопоток вырастет на 30 млрд рублей.

Логику о том, что все бенефициары должны принимать участие в строительстве ВСМ "Москва – Санкт-Петербург", в целом принять можно. Но если бы речь шла о действительно серьезных суммах. Здесь же вопрос в 19 млрд частных денег и нескольких десятков миллиардов бюджетных средств ряда регионов. Он ведь не стоит и выеденного яйца. Его легко можно закрыть либо государственным деньгами, либо хорошо попросив об "одолжении" одну из многочисленных корпораций. Например, "Лукойл" за последние годы скопил "кубышку" в 1 трлн рублей в разных валютах и сейчас только процентами получает 40 млрд рублей в квартал. А здесь речь идет о вдвое меньшей сумме.

Главное, чтобы решение данного вопроса не подвисло и деньги бы нашлись оперативно. Потому что, к сожалению, российская бюрократия уже приучила нас к тому, что реализация того или иного замечательного проекта "сдвигается вправо" по причине отсутствия одной, казалось бы, незначительной детали пазла. Надеюсь, здесь так не будет.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!