Уход белорусского транзита из Литвы уже даёт первые результаты

Уход белорусского транзита из Литвы уже даёт первые результаты: владельцы ЖД запросили компенсацию из бюджета

После того, как в Литве пытались поставить в Белоруссии «свою» президента, которую впоследствии выгнали из республики вместе со всеми её последователями, против Белоруссии последовали всякие экономические и политические санкции. Таким способом в Европе хотят заставить белорусский народ, чтобы они приняли их самозванку и сделали её своим «президентом», из-за этого ей пришлось бежать в Литву.

Финансово-экономические отношения между Белоруссией и Литвой в принципе не настолько богатые, чтобы было о чём переживать. Белоруссия просто использует Литву в качестве перевалочного пункта для продажи и отправки своих товаров за границу, согласно заключенным торговым договорам.

Литовский бюджет по сути заинтересован в такой схеме, когда белорусская продукция приносит хороший финансовый доход практически на пустом месте. Работа литовских обслуживающих грузовых терминалов во многом построена и на ЖД перевозках, для подвоза продукции и выгрузки в морской транспорт.

Если портовая отрасль ещё имеет некоторые другие финансовые источники, то ЖД отрасль после ухода белорусских грузов останется вообще без работы. Огромные субсидии, которые запросили в управлении ЖД из литовского бюджета в ожидании потерь примерно 60-70 млн. долларов — это та сумма, будет недополучена предприятиями.

Белоруссия занимает 6-е место по продаже удобрений в мире и конечно потеря такого выгодного торгового партнёра для Литвы останется никем не восполненной. В целом Белоруссия занимает почти 5% от мирового экспорта и получает за это около 3 млрд. долларов в год,

Если часть европейских стран перестанут покупать качественное белорусское удобрение, то европейское сельскохозяйственное производство просто станет дороже. Поэтому отказываться от торговли с Белорусские полностью в Европе пока не планируют, но посредством санкций они хотели получать продукцию ещё дешевле, снижая стоимость политическими методами.

Такой подход оказался нерабочим и белорусские компании могут перенаправить всю свою продукцию в Азию и особенно в Индию и Китай, а что касается отгрузки, то вместо литовской Клайпеды и прочих прибалтийских портов, белорусские компании облюбовали российскую Усть-Лугу. В российском порту никто не диктует политические требования, в отличии от Европы и небогатой Литвы, которая станет ещё более небогаче.

По словам министра транспорта Литвы, ситуация серьёзная, и 60 млн. $ — это лишь вершина проблемы. Марис Скуодис говорит так-же, что в случае запрета на транзит белорусских товаров, ущерб получит экономика Литвы, но не Белоруссии, которая просто перенаправит свои грузы в другие страны, а Литве достанутся финансовые потери, которые Европа никак не возместит.

ЖД отрасль может прекратить свою деятельность в прежнем режиме в ряде экономических сфер и в договоре с «Беларуськалием» есть оговорки, что Если Литва будет виновна в остановке транзита — то должна заплатить огромные деньги и этот пункт в договоре посчитают основанием для выплат штрафов в пользу белорусской компании.

Новые придуманные санкции европейских и литовских политиков вводились в разрез с мнением и финансовыми интересами литовских представителей бизнеса, каков же будет ответный ход со стороны крупного бизнеса? Санкции просто не исполняются, удобрения продолжают перевозится через Литву. Ответственность за неисполнение санкций взял на себя министр транспорта Скуодис и в правительстве сейчас думают что с ним с таким делать.

Белоруссия проводит конструктивные переговоры с представителями азиатских рынков и в принципе всё готово для того, чтобы вообще отказаться от Литвы как от перевалочного пункта. Таким образом инфраструктура портов и ЖД в Прибалтике будет демонтирована на металл, турецкие компании наверное уже подсчитывают будущую выгоду.

Мало того, Белоруссия отправит свои удобрения не только в Азию, но и в Африку и об этом уже есть договорённости, по словам премьер-министра Белоруссии Романа Головченко. А разве могло быть по другому? Литовские предприятия, которые обслуживали белорусские грузы — будут разорены и распроданы за бесценок, люди будут уволены и инфраструктура придёт в ещё большее запустение.

Разорение части ЖД компаний Литвы политиками наверное рассматривается как вынужденная мера, финансовые потери для того, чтобы Европа могла захватить власть в Белоруссии по примеру Украины. Убытки ложатся на плечи и без того небогатой Литвы и особенно её крупных хозяйственников, которые сворачивают свой бизнес ради политических целей.

Из Европы наверное пришлют новый график, что всё нормально, министра транспорта уволят и часть ЖД предприятия Литвы остановятся. Еврооптимизм по традиции должен приносить экономические потери.