Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»
Трудности «Сахалина-1» связаны с логистическими и технологическими ограничениями, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. РФ необходимо решить эти проблемы, чтобы обеспечить плавное развитие нефтегазового сектора.
ТАСС / Добыча на «Сахалине-1» упала в 22 разаДобыча на «Сахалине-1» упала в 22 раза
Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-1» сократилась в 22 раза – до 10 тысяч баррелей в сутки.
«Сахалин-1» является результатом соглашения 1995 года между Правительством РФ и администрацией Сахалинской области о разделе продукции, которое позволило привлечь в предприятие иностранных инвесторов.
На сегодня это единственный нефтегазовый проект на территории РФ, где у российской компании нет контрольного пакета акций: «Роснефть» через дочерние компании контролирует 20% уставного капитала, ExxonMobil также через «дочку» – 30%, индийская государственная компания ONGC – 20%, а японцы из SODECO – 30%.
Добывается на «Сахалине-1» нефть марки Sokol с низким содержанием серы и высокой плотностью, до февраля она пользовалась хорошим спросом.
Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев
Sokol стала одной из тех нефтяных марок, которые Россия перенаправляет в Индию, причем индийские НПЗ проявляют большой интерес к данному сырью.
Актуальные запасы «Сахалина-1» составляют 2,3 млрд баррелей нефти.
Большое участие иностранного капитала, технологическая зависимость и ориентация на внешний рынок стали ахиллесовой пятой проекта после введения антироссийских санкций: Sokol сразу начала торговаться с дисконтом в 20 долларов.
ExxonMobil собирается продать свои акции «Сахалина-1» и ведет переговоры с индийскими компаниями, которым интересно поставлять нефть из российского порта Корсаков до Ченная, Парадиба, Хальдии и Вишакхаптнама, где расположены крупные НПЗ.
Санкции в отношении переработки российской нефти вряд ли будут введены, так что это выгодный бизнес для индийских компаний.
Антироссийские санкции создали сложности для «Сахалина-1»Существуют объективные проблемы«У России возникли логистические проблемы, мы переориентируем сбыт, и не всегда понятно, как доставлять нефть потребителям. Китай и Индия пока не подготовлены для приема большей части российских поставок», – заключает энергоэксперт Александр Перов.
Аналогичные проблемы с газовым направлением в рамках «Сахалина-1» и «Сахалина-2»: такие потребители СПГ, как Япония и Южная Корея, могут отказаться от российского сжиженного газа, в результате чего в регионе у нас останется только Китай.
«Китай не съест все российское предложение, это первая причина трудностей на Сахалине, вторая заключается в технологических проблемах – сотрудничество с ExxonMobil основано на импорте технологий и поставках оборудования, обеспечивавших операционную деятельность проекта. Американцы уходят, и надо искать замену», – констатирует Перов.
Данные трудности касаются всей отрасли, а не только сахалинских проектов: западных нефтесервисных компаний в России больше не будет. У нас возникли сложности в логистике и технологиях, и в совокупности они приводят к снижению добычи.
Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов«Не исключено, что добыча на “Сахалине-1” скоро начнет восстанавливаться, но в долгосрочном плане мы потеряем там как по нефти, так и по газу, и это не скрывают даже российские официальные лица», – резюмирует Перов.Все упирается в технологии
Логистические проблемы решить сравнительно просто – для этого нужно только время, а вот технологии могут стать стратегическим ограничением. Здесь РФ придется рассчитывать только на себя – у Китая или Индии нет требуемых решений.
«В России разрабатываются свои технологии в сфере СПГ, был представлен “Арктический каскад”, но он не отработан, и НОВАТЭК был вынужден от него отказаться. Компания даже запустила пилотную линию “Арктического каскада”, но выяснилось, что на ее доведение до ума потребуется несколько лет», – резюмирует Перов.
Импортозамещение может дать результат, но на это нужны время и крупные инвестиции. Сахалинские проекты и начинания НОВАТЭКа на Ямале основаны на западных технологиях, и данный фактор риска давно выделяли эксперты.
РФ придется самостоятельно разрабатывать решения по шельфовой добыче и СПГ-производству. На 2022 год это не бином Ньютона, но в условиях отсутствия западной компонентной базы задача становится нетривиальной.
Санкции создали РФ технологические ограничения«С нефтью ситуация получше, чем по СПГ, в рамках “Сахалина-1” можно использовать более старые технологии, но это приведет к снижению уровня добычи, к предыдущим показателям мы вернемся нескоро», – заключает Перов.
Решение проблем «Сахалина-1» и «Сахалина-2» важно для России, потому что это готовая модель нового нефтегазового рынка. Проекты находятся в Азии, работают на азиатских потребителей, которые стали для нас приоритетом, и основаны на шельфовой добыче и производстве СПГ. Данные направления будут набирать ход в РФ: с годами мы все дальше будем уходить в шельф, а СПГ заберет первенство у газопроводов.
Дмитрий Сикорский