Ужасающие обвинения в сексуальном насилии в кино наконец-то потрясли Францию
«В течение тридцати лет молчание было моей движущей силой». В прошлом месяце в комнате, где можно было услышать падение булавки, актриса Жюдит Годреш осудила сексистское насилие, соучастником которого на протяжении десятилетий было французское кино. Речь Годреш на церемонии вручения премии «Сезар» — французского эквивалента премии «Оскар» — была одновременно долгожданной и беспрецедентной и была встречена овациями. После многих лет, в течение которых американское движение #MeToo набирало обороты, в то время как во Франции оно затухало, этот прием сигнализировал о том, что, возможно, более широкая культура здесь наконец готова дать отпор.
Всего за несколько недель до этого, сначала в сериале, а затем в череде интервью, Годреш, которой сейчас 52 года, рассказала, как в 14 лет за ней ухаживал и неоднократно насиловал Бенуа Жако, известный режиссер. Теперь, более 35 лет спустя, она решила подать на него жалобу. Она также подала в суд на известного режиссера Жака Дуайона за «сексуальное насилие над несовершеннолетним».
Годреш сказала, что то, что она мать девочки-подростка, побудило её пересмотреть свой опыт. Пожалуй, самой поразительной частью этой истории является то, как мало из того, что она сказала, было новостью. Отношения Годреш с Жако были хорошо известны в киномеое. Режиссер, который позже встречался с несколькими другими актрисами-подростками, хвастался, что ему разрешено нарушать закон, к восхищению своих коллег-мужчин. Даже тогда то, что считалось приемлемым во Франции, шокировало людей в других странах. Когда Жако попытался зарегистрироваться в итальянском отеле с 15-летней Годреш, сотрудники пригрозили вызвать полицию, вынудив его снять второй номер.
Франция неохотно решает свою глубокую проблему сексуального насилия. Представители искусства нашли свои собственные оправдания, чтобы прославить образ молодых протеже влиятельных людей, чьи фантазии можно оправдать их гениальностью. А «французское исключение», контрастировавшее с так называемым пуританством Соединённых Штатов, давало удобный предлог для этих отношений.
Когда в 2017 году движение #MeToo проникло во Францию, оно было встречено весьма враждебно. Сама Годреш, прожившая в США 10 лет, была одной из первых актрис, заявивших о сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна. Но когда она вернулась в свою страну, около 100 известных женщин, в том числе Катрин Денёв, опубликовали открытое письмо в поддержку мужской «свободы обольщать», поставив мужскую волю выше безопасности женщин.
Что склонило чашу весов? В декабре документальный фильм, в котором легенда актерского мастерства Жерар Депардье использовал гнусные сексистские оскорбления (в том числе по отношению к ребенку) и демонстрировал неподобающее поведение по отношению к женщинам, вызвал возмущение во Франции. В течение многих лет актер, находящийся под следствием по обвинению в изнасиловании и обвиненный 13 женщинами в сексуальном насилии или изнасиловании, репутации актера был нанесен лишь незначительный ущерб. Депардье, отрицая обвинения, говорит, что он «никогда, никогда не оскорблял женщину». Но отношение, показанное в документальном фильме, нельзя было игнорировать. На этот раз, когда 50 знаменитостей опубликовали открытое письмо в защиту его «уникальной и необыкновенной личности», а президент Франции Эммануэль Макрон похвалил Депардье за то, что тот заставил «Францию гордиться», реакция была серьезной. Восемь тысяч художников подписали петицию в поддержку пострадавших. В результате несколько знаменитостей отозвали свои подписи в поддержку Депардье.
Франция, возглавляемая молодым поколением, похоже, наконец-то готова к наступлению #MeToo. Но многим женщинам пришлось высказаться, чтобы начался этот общенациональный разговор.
Первой нарушила молчание о сексуальном насилии во французском кино Адель Энель, которая в 2019 году рассказала, что, будучи ребёнком-актрисой, она подверглась сексуальному насилию со стороны кинорежиссёра. В том же году французско-сенегальская ивуарийская актриса Надеж Боссон-Диань заявила, что ее изнасиловал камерунский режиссер в Центральноафриканской Республике. В 2020 году писательница Ванесса Спрингора описала, как 14-летняя девочка оказалась в ловушке оскорбительных отношений с писателем Габриэлем Мацнеффом, которому на тот момент было 50 лет. Также в 2020 году фигуристка Сара Абитболь рассказала, что, когда ей было 15 лет, ее регулярно насиловал тренер. В следующем году бестселлер Камиллы Кушнер «Великая семья» спровоцировал общенациональную расплату за инцест. Этот импульс проложил путь к новому закону , усиливающему защиту несовершеннолетних жертв сексуального насилия.
Но даже это не привело к необходимой революции. Четыре года назад Энель встала и вышла с церемонии «Сезара» с криком: «Позор! Ура педофилии!» — когда Роман Полански, которому сейчас 90 лет и который бежал из Соединенных Штатов в 1978 году после того, как был осужден за изнасилование 13-летнего ребенка, был объявлен лучшим режиссером. В конце концов Энель объявила о своем уходе из киноиндустрии, «чтобы осудить общее самоуспокоенность профессии по отношению к сексуальным агрессорам». Но это был не конец истории. В этом месяце Полански предстал перед новым судом за то, что назвал одного из своих обвинителей лжецом.
Французам еще есть куда идти. «Я говорю, говорю, но я вас не слышу или почти не слышу», — сказала Годреш зрителям со сцены церемонии «Сезар». Действительно, после ее выступления мало кто осмелился упомянуть о ней. (Все люди, которые это сделали, были женщинами.) И хотя актрисы являются одними из наиболее заметных женщин, которые рассказывают о насилии над ними, большинство женщин не имеют трибуны Годреш. Поскольку разговор вокруг #MeToo здесь, наконец, становится более серьезным, Франции необходимо доказать, что этот момент энтузиазма — не просто фасад.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».