Украина вряд ли присоединится к секторальным санкциям ЕС в отношении Белоруссии
Несмотря на то, что Украина пытается согласовать действия против режима в Минске с ЕС, секторные санкции и их масштабы опасны для украинской экономики, — считает эксперт
Санкции против Беларуси
— В Украине обсуждают санкции против Беларуси. Ранее, когда ЕС принял меры против перехвата самолета Ryanair Беларусью, Украина отреагировала очень быстро, закрыв свое воздушное пространство для белорусских самолетов и приостановила соединения с Белоруссией. Возникшие экономические потери она проглотила. Сейчас дело обстоит несколько иначе, потому что, несмотря на непростую политическую ситуацию, Беларусь остается важным экономическим партнером для Украины. Речь идет даже не о стоимости торговли (хотя в прошлом году она составляла почти 4,5 млрд долларов), а о ее структуре — Украина в основном импортирует топливо и нефтепродукты (на 1,5 млрд долларов) и удобрения из Беларуси. Около половины нефтепродуктов в Украине поступает из Беларуси и около 90 процентов калийных удобрений. Однако наиболее важным вопросом является топливо, в основном бензин и дизельное топливо — 40 процентов бензина на украинском рынке поступает из Беларуси, а дизельное топливо — 30 процентов. Возможна их замена на продукцию из других стран, но для этого потребуется полная смена логистики. Для этого Украине придется использовать порты на юге, чьи перевалочные мощности ограничены, — поясняет Мацей Заневич.
Это будет связано с ростом цен и, возможно, даже с перебоями в поставках. Поэтому на данном этапе введение санкций, связанных с топливом, было бы пресловутым «выстрелом в ногу» для Украины. То же самое и с удобрениями или битумом, необходимыми для строительства асфальтовых дорог — и здесь зависимость Украины от Беларуси огромна, и переключение логистики непроста. Введение санкций в отношении белорусского битума ограничило бы строительство дорог, что сейчас является очень важным элементом украинской антикризисной политики. По словам эксперта PISM, придется сократить масштабную программу ремонта дорог и заменить асфальтовые дороги на бетонные.
По мнению Заневича, маловероятно, что Украина присоединится к секторальным санкциям ЕС. — Введение санкций против Беларуси спровоцирует определенную цепочку событий, что очень дорого обойдется Украине. Несмотря на это, такие голоса были, журналисты спрашивали Совет национальной безопасности и обороны Украины, собирается ли Киев вводить санкции. У нас пока нет ответа, и если бы я рискнул, то вероятность введения санкций в отношении нефтепродуктов довольно мала», — говорит он.
Также обсуждают последствия для самой Беларуси, потому что экспорт нефтепродуктов в Украину важен для белорусской экономики, и его роль даже немного возрастет. В Украине раздаются голоса, что страна не должна вводить санкции, поскольку это усугубит экономический кризис в Беларуси и еще больше подтолкнет Лукашенко в объятия Москвы. Украина этого боится, потому что усиление российского влияния в Беларуси — особенно в вооруженных силах — отрицательно скажется на безопасности Украины. Как бы то ни было, Украина в течение многих лет проводила политику поддержки бизнеса с Беларусью, чтобы дать ей возможность диверсифицировать свою экономику. Действительно, связи между этими странами важны даже в сфере вооружений, поэтому нынешняя ситуация очень неудобна для Киева, — заключает Заневич.