Упрощённые сникерсы и колбасы: о пищевом суверенитете России

С 24 февраля появилось как минимум пять новостей из сферы пищевой промышленности, показывающие пробелы в импортозамещении.

  1. Транснациональные производители кондитерских изделий планируют обратиться в Департамент предпринимательства, торговли и занятости ЕС с просьбой вывести из-под действия пятого санкционного пакета поставки эмульгаторов и красителей. Mars испытывает сложности с выпуском жевательной резинки Orbit – поставки синтетических полимеров остановлены, наверняка схожие проблемы есть у Nestle, Ferrero и Mondelez. Часть из красителей и эмульгаторов выпускается в России, однако не всё можно заместить без изменения вкуса. Кондитеры мечтают, что ЕС из гуманитарных соображений выведет пищевые добавки из-под санкций. Но юристы призывают особо не надеяться.
  2. Россия критически зависит от ЕС в части поставок заквасок для производства сыров. В санкционный список закваски не угодили, однако власти уже вынашивают планы по превентивному импортозамещению. Чтобы закрыть порядка 80-90% импорта понадобится построить две большие фабрики по выпуску заквасок, которые вместе с мощностями ВНИИ маслоделия и сыроделия закроют 30-40% рынка, а также вернуться к советской практике выращивания заквасок в жидкой форме на сыродельнях.
  3. С 10 июля в Россию из ЕС запрещено ввозить искусственные колбасные оболочки из затвердевших белковых и целлюлозных материалов. В 2021 году на долю ЕС приходилось почти 73% импорта данной продукции. Натуральных оболочек для выпуска текущего ассортимента колбас и сосисок не хватит: полиамидные оболочки выпускает ростовский «Атлантис-Пак», а коллагеновые единственный на всю Россию завод в Ленобласти. С середины весны предприятия ищут других поставщиков и готовятся сокращать ассортимент. Первые претенденты на выбывание – варено-копчёные, сырокопчёные, вяленые, ветчинные колбасы и сыры – 60% поставок вискозно-армированных оболочек приходилось на США и ЕС.
  4. Поставки хмеля для пивоваренных заводов под санкции не попали, но 98% хмеля в России приходится на импорт из Германии, Чехии и США. Россия ежегодно покупает 7-,7,5 тыс. тонн хмеля. Зависимость уже обернулась ростом цен, а избавиться от неё можно за счёт серьёзного субсидирования хмелеводства из расчёта от 1,5 до 2,5 млрд рублей на 1 тыс. тонн производства. В то же время, затраты быстро окупятся, а деньги на развитие хмелеводства можно изыскать из акциза с производства пива (172 млн рублей в 2020 году).
  5. Швеция отказала своей компании Tetra Pak в поставках красок и иных компонентов на свой завод в Мосообласти, на котором ежегодно выпускают 5,5 млрд упаковок Tetra Pak. Её норвежский конкурент – EloPak – передал бизнес своему российскому менеджменту. Как итог – дефицит тары, упрощение упаковки. И это после подорожания упаковки на 30% в 2021 году. А в бакалее и макаронах упаковка, включая транспортную, составляет порядка трети от себестоимости, в муке – 10-16%, молочке около 10%, в гречке до 20%, а соках и морсах более 40%.

Как видно, базовые потребности отечественный АПК при поддержке властей закрыл: РФ в мировом топ-5 по производстве свинины, в топ-3 по производству индейки, обеспечена зерном на 150%, полностью закрывает потребности в курятине. Но продовольственный суверенитет – это ещё и отсутствие зависимости по средствам производства, среди которых семена, животные, оборудование, биохимия, пищевые добавки, тара.

Экономической необходимости в импортозамещении тары, оболочек и эмульгаторов как не было, так и нет – теперь это вопрос геополитики. До 2022 года никто из чиновников Минпромторга и подумать не мог, что оболочка для сосисок попадёт под санкции. Поэтому эти товары никто не импортозамещал, в отличие от неспешной работы по селекции и генетике. Теперь все слабые места нужно закрывать своим производством.

Нас – потребителей – очевидно ожидает изменение рецептуры товаров и сокращение ассортимента. Конечно, без сникерса и баунти можно прожить, а без хлеба и мяса уже куда сложнее.

Упрощённые сникерсы и колбасы: о пищевом суверенитете России

И пренебрегать ими не стоит: практика февраля-апреля показала, что полупустые полки и логистика с колёс плохо влияет на психологическое состояние граждан.