«Утилизационный сбор — грабеж и удар по бедным»: почему автомобили стали роскошью для россиян

«Утилизационный сбор — грабеж и удар по бедным. Он угрожает авторынку»: Зюганов

Авторынок на грани: как утилизационный сбор лишает россиян возможности купить автомобиль

Средняя цена нового легкового автомобиля в России достигла рекордных 3,43 миллиона рублей, а подержанного — 1,23 миллиона рублей. Эти шокирующие цифры становятся приговором для миллионов россиян, мечтающих о собственном транспорте. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов прямо называет причину катастрофического подорожания — утилизационный сбор, который приобретает все более «грабительский» характер и грозит обрушить авторынок.

Утилизационный сбор становится откровенно грабительским и грозит обрушить авторынок. Происходящее бьет в первую очередь по самым бедным и незащищенным категориям наших граждан. Это недопустимо!

Только за последний месяц новые машины подорожали на 2,2%, а в годовом исчислении рост составил внушительные 8%. Такой стремительный рост цен отрезает от возможности покупки автомобиля не только малообеспеченные семьи, но и представителей среднего класса, которые традиционно составляли основу покупателей нового авторынка.

Статистика подтверждает тревожные прогнозы. С начала 2025 года утилизационный сбор вырос на 10-20%, а для автомобилей с объемом двигателя 1-2 литра его размер превысил 667,4 тысячи рублей . Это увеличение стало одним из ключевых факторов, приведших к закрытию 213 дилерских центров китайских брендов только в первом квартале 2025 года . Многие компании просто не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям.

Параллельно с ростом утилизационного сбора на рынок давит и кредитная политика Центробанка. Ключевая ставка в первой половине 2025 года сохраняется на уровне 21%, что делает автокредитование крайне дорогим удовольствием . Средняя процентная ставка по автокредитам достигает 30-40% годовых, а в некоторых случаях превышает и эти значения. Для большинства россиян такие условия становятся непреодолимым барьером.

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» прогнозируют падение рынка новых легковых автомобилей в 2025 году на 20-30% . Даже по базовому сценарию ожидается продажа всего 1,25 миллиона машин, что на 20% ниже показателей 2024 года . При пессимистичном развитии событий объем рынка может сократиться до 1,1 миллиона единиц.

Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ», констатирует: «Каких-то информационных и финансовых триггеров, которые бы толкали рынок вверх, в ближайшее время не ожидается. Сейчас рынок поддерживается какими-то локальными историями, но это не разворачивает его массово вверх».

Проблема усугубляется тем, что на фоне снижения покупательской способности на рынке скопилось около 500 тысяч нераспроданных новых автомобилей . Дилеры вынуждены предлагать значительные скидки — от 150 до 500 тысяч рублей, а в отдельных случаях достигающие 1 миллиона рублей. Однако даже такие меры не способны кардинально изменить ситуацию.

Сергей Соломатин, директор по продажам компании REXRENT, прогнозирует дальнейшее переформатирование рынка: «Увеличение расходов на таможенном и посттаможенном этапе сделает такие машины еще менее доступными и может привести к значительному сокращению ввоза. Можно предположить, что на рынке будет усиливаться тренд на доступные автомобили с двигателями до 160 л.с.».

Государство пытается балансировать между поддержкой отечественного производителя и контролем над инфляцией, но эффективность мер остается под вопросом . Выделено более 36 миллиардов рублей на поддержку программ покупки отечественных автомобилей, включая субсидирование покупки электромобилей и программы льготного автокредитования. Однако без снижения ключевой ставки и масштабного развития инфраструктуры устойчивое восстановление рынка маловероятно.

Пока власти ищут пути выхода из кризиса, обычные россияне вынуждены откладывать покупки автомобилей или вообще отказываться от этой идеи. Высокий уровень инфляции, снижение реальных доходов населения и переход части покупателей к сберегательной модели поведения становятся дополнительными факторами, усугубляющими ситуацию на авторынке.

Ситуация требует незамедлительного пересмотра политики в отношении утилизационного сбора и принятия комплексных мер для стабилизации автомобильного рынка. Необходимо найти баланс между фискальными интересами государства и доступностью автомобилей для населения, чтобы не ставить под удар мобильность и благосостояние граждан России.