Узбекистан – ключ к победе России в битве за умы и сердца Средней Азии
Кто часто общается с гражданами Республики Узбекистан, работающими в России – строителями, таксистами, работниками сферы ЖКХ – тот знает, что большинство из них, вне зависимости от возраста, ностальгируют по Союзному государству. И уж конечно хотят, чтобы родной Узбекистан был ближе к России. Я не раз спрашивал их, простых доброжелательных узбеков, отчего же тогда их страна до сих пор не в Евразийском Союзе, ЕАЭС? «Начальство не хочет» – отвечают труженики и разводят руками. Правда, так было до последнего времени, пока к власти в Узбекистане не пришел Шавкат Мирзиеев.
Именно с его политикой и жители Республики и эксперты связывают энергичные меры, направленные как на позитивные изменения в Узбекистане, так и на сближение этой страны с Россией и ее союзниками. Действительно, это было странно и не очень приятно, что Узбекистан, одна из самых развитых республик СССР и притом республика, которой весь Союз, все его граждане помогали после землетрясения 1966-го года (Ташкент был восстановлен за три с половиной года) после распада единого государства долгое время держалась на подчеркнутой дистанции от нашей страны.
Ислам Каримов, бывший руководитель партийной организации Узбекистана, был вынужден проводить курс постоянного лавирования между Россией, Китаем и США. Он то вводил Узбекистан в состав ОДКБ, то выходил из Договора, то пускал американских военных на территорию своей страны, то со скандалом выгонял их после критики Вашингтоном расстрела в Андижане и приглашал на их место российских военных. Все же угроза исламского экстремизма склонила Каримова, всегда выступавшего за светский путь развития Узбекистана, к более доверительным отношениям с Россией, к поддержке ШОС. При этом не следует забывать, что, когда ЕАЭС был создан, Ислам Каримов выступил с неожиданной критикой проекта, хотя мог занять и нейтральную позицию.
«Они говорят, что создают лишь экономический рынок и ни в коей мере не откажутся от суверенитета и независимости? Скажите мне, разве может быть политическая независимость без экономической независимости?», – так комментировал покойный глава Узбекистана инициативу по созданию Союза, выступая перед представителями зарубежного бизнеса и иностранными дипломатами в 2014-м году.
Республики советской Средней Азии, бывшие образцом прогресса и модернизации Востока, во многом повернули назад в своем развитии после распада СССР. Некоторые главы республик, сменившие имидж скромных партийных секретарей на образ окруживших себя почестями всезнающих отцов нации, отличались предельным авторитаризмом. В Средней Азии везде с согласия властей крайне негативно оценивается период нахождения стран в составе России и СССР, вытеснены из государственного управления этнические русские, произошла или происходит реабилитация басмачества, кое-где прямо запрещены левые партии. С другой стороны, необходимо понимать, что маневрирование Ислама Каримова между крупными странами было во многом вынужденным; будь его воля, возможно, он предпочел бы оставаться секретарем Узбекской партийной организации КПСС, но новые реалии продиктовали новые правила.
Наблюдатели сходятся на том, что главные заслуги Каримова состояли в экономическом развитии независимого Узбекистана, в сохранении политической стабильности в стране и в том, это главное, что никакие талибы (движение «Талибан» признано экстремистским и запрещено в России) или другие носители радикально-псевдоисламской идеологии не смогли поколебать умеренно-светский путь республики. Но все-же именно с новым президентом Узбекистана, Шавкатом Мирзиеевым, связывают потепление российско-узбекских отношений и, кстати, некоторую демократизацию политической жизни и оживление экономики в Узбекистане. Правда, и раньше Узбекистан всегда внимательно относился к интересам нашей страны, исходя, в первую очередь, из прагматических соображений. В этом году в Россию официально въехало из Узбекистана 63 тысячи трудовых мигрантов, в целом же их трудится у нас более 2 миллионов человек. В 2019 году сюда поступили из России $5,1 млрд – 10% от ВВП страны, в которой зарплата в 150 долларов зачастую считается средней. При таких обстоятельствах Узбекистан всегда стремился не поссориться. Но доброе соседство – одно дело, а дружба это уже нечто другое.
В последние 5 лет Россия упорно работала с новым руководством Узбекистана, демонстрируя ему все несомненные выгоды прихода в ЕАЭС. Динамика налицо. Если Таджикистан до сих пор думает, вступать ли ему в состав объединения, Узбекистан уже стал наблюдателем. С вступлением в ЕАЭС уже даже в этом качестве узбекские производители получили равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС (прежде всего России и Казахстана), амнистию для трудовых мигрантов, доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Узбекистан видел, что на ЕАЭС приходится 52,6% объема внешней торговли Беларуси, 42,8 — Кыргызстана, 29 — Армении, 23% — Казахстана, так что единый ЕАЭС реально работает. Но все же оставаться наблюдателем, наряду с Кубой, для Узбекистана не слишком логично, ведь Остров Свободы от России немного дальше, чем Ташкент.
И при всех успехах узбекской власти в сохранении стабильности в Узбекистане, жизнь населения в этой стране очень непроста, а экономика республики находится в сложном положении. Внешнеторговый дефицит страны за последние годы вырос более чем в 4,2 раза с $ 1,5 млрд. в 2017 году до $ 6,4 млрд в 2019. Это оказывает давление на национальную валюту и увеличивает дефицит государственного бюджета. Понятно, что экономика Узбекистана получила очень тяжелые удары в период пандемии. Да и последние события в Афганистане вызывают у узбекского руководства понятное беспокойство. Выгоды же от вступления Узбекистана в ЕАЭС в качестве полноправного члена признают даже западные эксперты.
Согласно подсчетам немецкого фонда «Евразийские исследования», вступление Узбекистана в ЕАЭС увеличит товарооборот республики со странами союза на $2 млрд. При этом импорт Узбекистана увеличится на $1,28 млрд., а рост экспорта в страны ЕАЭС составит $775 млн. Образованный торговый дефицит в размере $506 млн. покроется с выгодой за счет увеличения денежных переводов из стран ЕАЭС в Узбекистан на $1,2 млрд. В результате отмены взаимных ограничительных мер со стороны ЕАЭС и патентных пошлин РФ Узбекистан может получить дополнительные доходы по разным оценкам, от $1 млрд. до $2 млрд. в год. В итоге общий эффект от вступления Узбекистана в ЕАЭС может увеличить ВВП страны как минимум на 4%.
Думается, Мирзиеев и его команда понимают, что альтернативы членству в ЕАЭС практически нет. И все же Узбекистан не торопится с оформлением полноправного участия в Союзе, хотя Москва пошла на серьезные преференции для Ташкента. Россия объявила амнистию 150 тысячам мигрантам, 7 октября был запуск пилотного проекта по привлечению 10 тысяч граждан Узбекистана на российские стройки (при этом минстрой сократил срок трудоустройства рабочих в два раза) Готовы мы предоставить и сельскохозяйственную землю узбекским фермерам. Также, и это стратегически верно, увеличены квоты на бесплатное обучение узбекских студентов в российских вузах до 750 мест (это в три раза выше, чем в 2018 году). Кто-то может спросить, не слишком ли мы податливы, стоит ли, мол, так уговаривать?
Стоит, поскольку даже по оценке Збигнева Бзежинского, Узбекистан всегда был ключевым звеном для формирования политического климата в Центральной Азии. Прекрасно понимая это и находясь под давлением сразу нескольких крупных государств, Ташкент не торопится делать окончательный выбор. Несмотря на готовность России построить АЭС в Узбекистане с выделением российского кредита в 11 млрд. долларов, министр иностранных дел республики Камилов сказал, что «правительство Узбекистана изучает риски, связанные с членством в ЕАЭС». Надо прямо сказать, что в республике есть как политические силы, склонные к скорейшему полноценному вступлению Узбекистана в ЕАЭС, так и яростные противники такого решения. Однако президент Мирзиеев, похоже, планомерно, но осторожно ведет дело к дальнейшему сближению.
Так, один из первых визитов после его избрания главой государства осенью 2021-го года он совершил в Москву. Однако выступая на инаугурации, вслед за Россией, вновь избранный глава Узбекистана назвал в качестве важнейших партнеров страны Китай, США и Европу. Да и самый первый его визит был на саммит в Турцию, а не в РФ. И если Китай действительно является основным экономическим партнером Узбекистана, то американские инвестиции в республику составляют всего лишь 500 млн. долларов по сравнению с 10 млрд. долларов инвестиций Москвы. Так что упоминание США в речи президента – отражение большой игры. Визит Мирзиеева в Москву мог бы стать государственным, но стал рабочим, и решающие документы до сих пор не подписаны. Однако Москва проявляет терпение и демонстрирует новые жесты доброй воли. Это совершенно верно, поскольку Узбекистан – непростой партнер, находящийся к тому же в сложной геополитической ситуации. Необходимо завоевать полное доверие руководства этой страны, на которое, безусловно, оказывается давление с различных сторон.
Большинство экспертов прогнозирует принятие исторического решения на весну 2022-го года, когда Мирзиеев может совершить государственный визит в Россию. До этого момента будут продолжаться сложные и доверительные переговоры между ведомствами двух государств, Узбекистан прогнозируемо будет просить для себя новых льгот и преференций – Москве, на мой взгляд, следует лишь отчасти удовлетворять бесконечные просьбы и условия стратегического партнера, но относиться к ним спокойно, Восток есть восток.
Важнее другое. Не только президент Мирзиеев, которого следует весомо поддержать в этом его решении, склоняется к дальнейшей интеграции, но и большая часть узбекского общества, и вот с ним нужно работать в рамках международного законодательства. Прекрасно, что количество филиалов российских вузов возрастет в Узбекистане до 16. Нужно отметить, что в республике, как и в любой стране Центральной Азии, активно действуют и разжигатели антирусских настроений, противники изучения русского языка. Эти очаги должны быть подавлены, иначе какие преференции? Тревожными являются шаги нового руководства республики по официальной реабилитации басмаческого движения. Конечно, это внутреннее дело Узбекистана, но героизация басмачей неизбежно приведет к новой волне антисоветизма и русофобии. Кроме того, важно понимать, что басмаческое движение в годы Второй мировой войны поддерживало фашистскую Германию, и реабилитация басмачества может логически подвести ее организаторов к самым неожиданным и антиисторичным выводам.
Напротив, в свете готовящейся интеграции стоит вспомнить, сколь многое связывает народы России и Узбекистана, народы бывшего СССР, вернуть на экраны многочисленные работы студии «Узбекфильм», созданные в советское время, вспомнить о роли, которую играл в советском руководстве Шараф Рашидов в лучшие годы СССР.
России же необходимо обратить внимание на узбекские политические партии, чья роль в жизни республики сейчас возрастает. Например, прочные позиции в стране занимает Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) возникшая на базе республиканской организации КПСС. Она представлена в парламенте, имеет позиции среди молодежи, активно работает с русскоязычным избирателем, настойчиво ставит вопросы социальной защиты населения. Есть и другие политические силы, общественные организации с которыми Россия могла бы работать по продвижению духа интеграции. Борьба за умы и сердца в Средней Азии идет и будет продолжаться. Не стоит забывать, Узбекистан состоит в программе НАТО «Сотрудничество ради мира» и в турецком проекте Соединенные тюркские штаты. Эта страна еще долго будет делать свой выбор. Но перспективы оптимистичны, поскольку весь ход истории республики, да и современность, когда столько узбеков нашли в России работу и кров, позволяют нам выглядеть предпочтительнее заморских господ в глазах простых жителей Узбекистана. В общем, и у ЕАЭС и у республик Средней Азии, медленно, но верно к нему присоединяющихся, большое будущее.
А как обстоят дела у тех, кто выбрал иной вектор интеграции? Например, Украина, интересы народа которой явно лежат в интеграции с Россией. Однако киевские заправилы упорно тянут страну на запад, не считаясь с социальными и экономическими издержками. Реальность оказалась иной, чем обещали евроинтеграторы. Если в 2013 году Украина экспортировала товаров на $63,3 млрд., то в 2020-м — на $49,3 млрд. На страны ЕС приходится 40,7% украинского торгового оборота, хотя импорт за год уменьшился на 6,2%, до $23,45 млрд., экспорт — на 11,3%, до $18,6 млрд. В украинском экспорте на Россию сейчас приходится 5,5%. В 2013 г. более трети всех поставок украинских товаров приходилось на Россию, причем то была промышленная продукция!
Евроинтеграторы декларировали, что одной из главных целей Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом является снятие торговых барьеров, беспошлинная торговля. Между тем, в реальности украинская продукция поставляется на европейский рынок по достаточно жёстким квотам, большинство из которых выбирается в первый же месяц года. Евросоюз отказывается расширять закупки украинских товаров.
Так и хочется сказать – обманули дурака на четыре дурака. Впрочем, украинцы люди неглупые и ума у них никак не меньше, чем у жителей Узбекистана. Поэтому рано или поздно все встретятся в ЕАЭС ко взаимной выгоде.