За что русские крестьяне не любили казаков, называя их «охранниками с нагайкой»
Ярким примером того, что может случиться в государстве, если власть искусственно консервируют экономические, социальные и политические проблемы, которые н решаются, является Гражданская война в России. Политика большевиков по расказачиванию, которая имеет глубокие исторические корни, стала одним из самых трагических эпизодов гражданского противостостояния.
Казаки и народ
Глубинными причинами расказачивания являлись социальный раскол, который существовал между коренными казаками и крестьянами, которые жили на территориях всех одиннадцати казачьих войск.
Столетиями казаки защищали Россию и гибли на полях боя, но внутри страны они выполняли репрессивные действия.
В каждом большом городе была казачья сотня. Их задачей был разгон стачек и забастовок на фабриках и заводах, а также для подавления крестьянского недовольства. Народ не забыл про обиды и после того, когда пал царизм. Казаки выполняли свою работу хорошо, но на самом деле не любили свою работу. Просто они давали присягу.
Земельная проблема подливала масло в огонь. К примеру проблема Донского казачьего войска: примерно 16,9 десятин имело в пользование одно казачье крестьянство, а крестьяне, которые были рождены на Дону – 15,1 десятину. Отец казак должен был снарядить своих сыновей на воинскую службу. Строевое снаряжение обходилось 250-300 рублей, а это был годовой бюджет семьи. К тому же, каждое войско отвечало за строительство дорог на своей территории, мостов и административных зданий. С каждого хозяйства администрация брала по 50-70 рублей. И во всем винили местных крестьян, у которых было 7,7 десятин, а не царя. Власти игнорировали эти проблемы, а тем временем нарастала неприязнь среди населения.
Генерал Деникин говорил, что при заключении союза между терскими казаками и Добровольческой армией, первые пытались протолкнуть договор, по которому каждый взятый ими город отдается на разграбление на трое суток. Такое мышление могло быть только у тех, кто никак не связывает себя с русским народом, а так и думали большинство казаков.
Казаки и царь
Именно казаки приходили на новые земли, ставили там свои городки и выполняли функции пограничников.
После них туда приходили крестьяне, сборщики налогов, торговцы и войска. Российская империя была сословным государством, в котором были не только крестьяне, мещане, духовенство и дворяне, но и «казачье сословие». В обмен на военную службу казаки не платили подушные подати и получали земельные наделы.
К началу Первой мировой войны общее число казаков с семьями составляло 4,5 миллионов человек. Истинной опорой трона были 500 из них, которые служили в армии. Н просто так последнего императора охраняли именно они, а цецаревич Алексей был атаманом всех одиннадцати войск. Николай Второй Романов считал своим долгом на Пасху поцеловать первым делом всех в конвое. Так он благодарил за службу и высказывал уважение. Казаки несли службу не перед народом, а перед семьей Романовых.
После того, как Россия вышла из войны, а царская власть пала, казаки решили, что служба из окончена. Присягу они приносили Романовым, а значит она уже недействительная, а жить с мужиками они не хотели. На тех территориях, где жили казаки развивалось движение, которое было направленно на обретение независимости от России.
Казаки и большевики
В 1917 году казаки встретили нейтрально Октябрьскую революцию, но большевики понимали, что в будущем они станут реакционной силой.
Революционеры считали казаков «палачами» и не простили им подавления восстания в 1905 году. Но и внутри казачества произошел раскол – бедные поддерживали большевиков. Циркулярное письмо в 1919 положило начало раскалачиванию.
Согласно документу, на занятых землях Красной армией происходило истребление противников советской власти и богатых казаков. К середнякам применяли меры, при которых они не смогут организоваться для восстания. На деле политика превратилась в аресты, изъятие оружия, станции военных отрядов, взятие заложников и передача его иногородним, как опоре власти СССР.
У казаков забрали излишки хлеба, уровняли их с пришлыми. Крестьянскую бедноту из Ценральных регионов России и Украины целенаправленно переселяли на Дон. Те же меры были и в других казачьих территориях. Таким образом был нарушен многовековой уклад казачьей жизни.