За три следующих года в России модернизируют десятки региональных аэропортов

За три следующих года в России модернизируют десятки региональных аэропортов

В России продолжают реализовываться программы модернизации транспортной инфраструктуры на региональном уровне, включая и авиационную. Так, до 2024 года поставлена задача довести долю авиаперелетов между местными аэропортами до 51.3% от общего объема, что потребует провести их капитальную модернизацию. В общей сложности планируется выполнить реконструкцию 68 объектов, входящих в состав 66 комплексов российских региональных аэропортов. Как следует из опубликованных недавно Росавиацией данных, только в 2021 году 36 млрд рублей будет направлено на строительство новых аэропортов и реконструкцию старых, причем, один только Дальний Восток получит больше половины из этой суммы — 19.7 млрд рублей.

Что было сделано в 2020 году

Ну а по итогам 2020 года было реконструировано сразу 32 аэродромных комплекса, например, завершилось строительство сразу нескольких ВВП в аэропортах городов Хабаровск, Великий Устюг и Соловки. В полном объеме завершена реконструкция ряда объектов инфраструктуры аэропортов Челябинска, Норильска, Диксона и др, проведено дополнительное оборудование аэропорта в Саратове.

За три следующих года в России модернизируют десятки региональных аэропортов

Кроме того, в прошлом году было начато проектирование аэропортов Липецка и Грозного, а также реконструкция объектов в Мирном. Еще в ряде городов (Новосибирск, Магадан, Томск, Певек, Братск и др) продолжались ранее начатые работы. Завершилось строительство терминалов в московском Шереметьево, Уфе, Череповце, все они вступили в эксплуатацию.

Следует отметить и факт широкого использования формы государственно-частного партнерства, поскольку чисто частные инвестиции в подобные объекты практически не вкладываются. По словам экспертов в сфере гражданской авиации, аэропорты с трафиком менее 500 тысяч человек ежегодно не особенно интересны коммерческим инвесторам. Однако, они являются составной частью социальной инфраструктуры, связывающей с Большой Землей удаленные города и населенные пункты меньших размеров. И если они закроются, то транспортная связность страны снизится, что приведет к оттоку населения с многих территорий. А сложившуюся за последние четверть века ситуацию в данной сфере нельзя назвать иначе, как катастрофической — общее количество малых аэропортов в стране уменьшилось в шесть с лишним раз — с 1450 до всего 226.

За три следующих года в России модернизируют десятки региональных аэропортов

Дальний Восток и Арктика — здесь авиация жизненно важна

А это особенно справедливо для такого региона, как Дальний Восток, откуда и сегодня продолжается отток населения, пусть и меньшими чем раньше темпами. И недаром примерно половина всех проектов Росавиации, связанных с реконструкцией аэродромной инфраструктуры, касается именно Дальнего Востока. Ведь в тех краях плотность населения очень низкая, а расстояния между городами и поселками большие и авиация часто является единственным способом транспортного сообщения с другими регионами страны. Наконец, современный аэропорт — одно из необходимых для развития туризма условий.

За три следующих года в России модернизируют десятки региональных аэропортов

Другой регион, в котором туризм может развиваться в ближайшем будущем — Арктика, и здесь развитие авиатранспортной инфраструктуры позволит значительно увеличить пассажирские потоки в северные города. Это вполне реально, тем более что арктический туризм становится популярным во всем мире и на его развитие могут направляться и частные инвестиции. Однако, для этого государство должно создать соответствующие условия, в том числе и новые аэропорты для регулярного и стабильного сообщения с Большой Землей.

В связи с нынешним ограничением международного авиационного сообщения из-за пандемии происходит смещение фокуса авиаперевозок на внутренние линии. По этой причине происходит и перераспределение пассажирского трафика из крупных аэропортов в более мелкие локальные, что может послужить дополнительными драйвером регионального развития. Для России это тоже справедливо — всего за год доля внутренних авиационных перевозок в стране выросла с 56% до 80% и практически наверняка такой уровень останется на длительную перспективу.

Поэтому местные аэропорты будут крайне важны и это понимают на самом высоком уровне. А значит, программы их развития продолжат выполняться и дальше.