Заброшенная «мертвая» дорога И. Сталина
Строительство под кодовым номером 503 началось сразу после окончания Второй Мировой Войны. Для тех времен протяженность железнодорожного пути в 1400 километров была практически рекордной среди аналогов. Строительство велось силами политзаключенных советских лагерей, как и некоторых других крупных проектов того времени.
Целью проекта было соединение Норильского промышленного района и окрестностей Енисея с основной железнодорожной сетью СССР. Сложность строительства заключалась в климате и в огромных расстояниях, не позволявших своевременно подвозить припасы. Железную дорогу строили в короткий летний период в условиях постоянных дождей, размывавших грунт, и вечной мерзлоты, из-за которой было трудно сооружать насыпи. Технологии строительства 40-ых годов прошлого века позволяли строить 100 километров путей за сезон. После начала нового летнего сезона в условиях паводков почву размывало, поэтому наспех построенные пути приходилось реконструировать. Работы продолжались и зимой, но проходили крайне медленно, люди не выдерживали тяжелых условий. Вокруг были сотни километров тундры, а единственный путь к свободе прокладывался самими заключенными, поэтому о побеге не могло быть и речи. Перевыполнение нормы на строительстве поощрялось ускоренным билетом к свободе, поэтому строители железной дороги трудились вполне охотно, хоть многие из них так и не дожили до неожиданного завершения проекта, который И. Сталин планировал запустить к 1955-ому году.
Проект завершился, когда было проложено уже 700 километров путей, то есть половина была позади. После смерти И. Сталина большая часть заключенных получила амнистии, рабочие начали разъезжаться, и над проектом осталось некому работать. Кроме этой основной причины завершения строительства очень повлияли климатические условия. Появились мысли о консервации проекта, но также быстро исчезли, поскольку стоимость этого мероприятия была значительной. В итоге, спустя 2 месяца после окончания строительства все строительное оборудование и транспорт начали разрушать. Паровозы были повреждены, инструменты сломаны, разбивали даже тарелки. Людям хотелось уничтожить даже память об этом проекте. Экспедиция, направленная к дороге в 1957-ом году, пришла к выводу, что две трети путей находятся в непригодном состоянии. Остатки железной дороги вместе с заржавевшими поездами можно наблюдать и сегодня, некоторые паровозы были разобраны и вывезены в музеи. Но полностью стройку ликвидировать не удалось, сегодня по недостроенной дороге не получится проехать даже на механической дрезине.