Зачем учить татарский, чувашский или якутский: о национальных языках в России
В Татарстане, Якутии, Чувашии и других национальных Республиках есть организации, требующие, чтобы все дети, живущие в том или ином регионе насильно учили национальный язык.
Татарский, якутский, чувашский…
Парадоксально, но сохранение родного языка эти активисты видят в том, чтобы его учили другие народы.
А в чём, собственно, проблема? А в том, что желающих учить национальный язык всё меньше, а это в свою очередь ставит крест на политических амбициях «националов». Ведь язык это базовая основа идентичности.
Именно поэтому такая возня вокруг языкового вопроса в соседних странах. В Казахстане или на Украине. Там националисты борются против русского языка, потому что не хотят быть Россией.
Почему же в республиках некоторые деятели хотят, чтобы русские дети в качестве родного языка выбирали не русский? Из-за того же. Мечтают о строительстве отдельной от России государственной идентичности.
Некоторые национально ориентированные персоны ещё в 90-х лелеяли надежды создания из российских регионов национальных государств. Татарстан поглядывал на опыт Казахстана, где ещё недавно русских в процентном соотношении было столько же, сколько казахов, а теперь меньше 20% и их можно «щемить» языковыми патрулями.
Для кого-то заманчивая перспектива.
Однако, в России подход справедливее — насильно мил не будешь. Большинство семей добровольно выбирают русский язык. Русский — государственный на всей территории Федерации. И никто при этом не уничтожает языки малых народов.
- Хочешь учиться на татарском? Пожалуйста?
- Хочешь учиться на чувашском? Вперёд!
- Хочешь учиться на русском? Без проблем.
В этом и есть главный смысл свободы — возможность выбора.
В отличии от Украины, где запрещено преподавание на русском языке, в России есть возможность изучать многие языки. Да, список таких языков становится меньше, однако, не из-за русских детей, которые даже если учат татарский, всё равно полноценными его носителя в большинстве не становятся. А из-за того, что всё меньше представителей малых народов собираются реально пользоваться своим этническим языком. Проректор по науке Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Михаил Осадчий так говорил:
«Нет никакого злого умысла, нет никакой политической задачи. Это процесс такой естественный. Не пишутся учебники носителями этих языков, значит, постепенно предмет из школ уходит. И тут можно обратиться к носителям исчезающих языков с предложением давать своим детям филологическое образование, направлять их на филологические факультеты, чтобы они впоследствии писали учебники своего родного языка. Пока не будем писать учебники, процесс вымирания языков не остановится»
Да, изучать и развивать этнический язык люди имеют право, однако, не за счёт других. Никакого принуждения!
Это подчеркнул и российский политик Вячеслав Никонов, говоря о принципе добровольности в изучении:
«Это… позволит родителям учеников делать выбор родного языка обучения, — сказал он. – Дети не будут обязаны изучать в качестве родного тот язык, который для них не является родным»
Резюмируя, скажу. Хотите учить свой этнический язык? Учите! Развивайте. Направляйте детей на филологические отделения.
Только никого и никогда не заставляйте его учить насильно! И не боритесь с русским языком. Русский язык — наша возможность понимать друг друга. Не вините других, начните с себя. Да и равноправнее надо быть, даже территориально Россию пора обновить.
Спасибо, что дочитали! С огромным уважением ко всем народам, к татарам и чувашам, к якутам и бурятам, ко всем-всем-всем. Ставьте лайк и пишите, что вы об этом думаете?