Зачем Запад пытается раскачать и дискредитировать Дагестан, или новое звено стратегического пути к Глобальному Югу
На протяжении многих лет попытки Запада раскачать обстановку в южных регионах России не прекращаются. При этом мастера цветных революций пытаются подобраться к этому вопросу с самых разных сторон. Правда, безрезультатно. Но попытки свои не прекращают. Так, пока Турция демонстрировала тихую солидарность, в Дагестане плодились турецкие НКО.
А через лидеров мнений даже со стороны духовенства проталкивалась идея о том, что неплохо было бы Дагестану сближаться постепенно с Турцией, чтобы в дальнейшем объединиться на религиозной основе. При этом Дагестан столетиями воевал с Турцией и Персией, пока не вошёл в состав Российской империи. А целью всех этих войн было желание получить контроль над торговыми путями. И сейчас ситуация особо не изменилась.
«Запертые врата»
Один из древнейших городов России — Дербент является частью Республики Дагестан. Построен он был на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа, на небольшом перешейке, который открывает путь в Европу. Название города восходит к персидскому слову «дарбанд», что означает «запертые врата». И задача этой крепости на протяжении тысячелетий была в том, чтобы защищать и контролировать Шелковый путь, соединявший Европу и Азию, и открывать путь на Восток для России.
И в наше время этот регион может еще раз открыть для России путь на Восток и дальше к Глобальному Югу. Дагестан превращается в связующее звено торгового пути «Север — Юг», главная цель которого — соединить Россию с Глобальным Югом, который хочет дружить и торговать с РФ.
«Север — Юг»
25-26 октября в Астраханской области прошел международный форум «МТК Север — Юг — новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии».
«В новых геополитических условиях глобально меняются традиционные логистические маршруты. В этой связи значительно усиливается роль нашего региона как стратегической территории и ключевого звена транскаспийского участка международного транспортного коридора «Север — Юг», — сказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
Крупнейшее мероприятие собрало на одной площадке представителей 190 компаний в офлайне и 50 компаний в онлайне из 17 стран. В форуме приняли участие представители Ирана, Пакистана, Омана, ОАЭ, Индии, Азербайджана, Белорусии, Туркменистана, Казахстана. Все эти страны также заинтересованы в создании нового транспортного маршрута, неподконтрольного Западу.
При этом ранее информационное агентство «Блумберг» заявляло:
«Кроме России и Ирана никто не рискнет присоединиться к проекту «Север — Юг», опасаясь западных санкций».
Объем грузоперевозок по коридору
«К 2030 году видим двукратное увеличение объема грузоперевозок — более 30 млн тонн будем перевозить по этому маршруту, в том числе транзит через Азербайджан, Иран в направлении стран Персидского залива — около 15 млн тонн. По итогам этого года увеличение грузоперевозок составит порядка 20%», — поделился с изданием «Российская газета» заместитель министра транспорта Валентин Иванов.
Конечно, есть куда расти. Так, например, по итогам 2022 финансового года объем транзита через Панамский канал составил 518,2 млн тонн.
Роль Дагестана в коридоре «Север — Юг»
Транспортный коридор «Север — Юг» предусматривает несколько параллельных маршрутов. И для того чтобы улучшить грузопоток, необходимо расширение всех узких мест. Одно из таких — транспортно-логистический комплекс Дагестана.
В его состав входит Махачкалинский торговый порт, аэропорт, железные и автомобильные дороги.
Стоит отметить, что работа уже кипит. Так, в октябре были расширены два участка федеральной автодороги «Кавказ», которая и является частью коридора. Вскоре начнется строительство обходов Махачкалы, Дербента, Хасавюрта и других городов республики. Также готовится проект по модернизации Махачкалинского торгового пути и строительству новых подъездных путей к нему.
Иран также не стоит в стороне. Исламская республика планирует открыть новую судовую и контейнерную линию в столицу Дагестана. А также готовит проект авиационного хаба, который включает в себя совместный ремонт самолетов в махачкалинском аэропорту.
Сегодня Запад нашел новый рычаг воздействия на дагестанское общество, воспользовавшись глубоко засевшим недовольством региональными властями, которые погрязли в череде коррупционных скандалов. Но в противовес этому работает то, что общество видит и позитивные изменения, во многом исходящие от федеральных властей.
И то, что хоть и со скрежетом, но под этим напором региональная элита тоже приходит в движение. Потому что тренд на позитивные изменения становится долгосрочной тенденцией, которая привлекает всё больше единомышленников. А Дагестан, в свою очередь, получает новое значение в рамках реализации проекта «Север — Юг».