Задача повышенной сложности: как купить машину по параллельному импорту и не сойти с ума?
Западные санкции по цепочке запустили волну потребительских проблем, одну из них — ввоз в страну импортных авто — частично может решить параллельный импорт, легализованный властями. О задаче со многими неизвестными — в материале ФБА «Экономика сегодня».
ФБА «Экономика сегодня»
Уход иностранных автопроизводителей из России серьезно повлиял на потребительский спрос: по данным агентства «Автостат», за период с января по июль 2022 года рынок иномарок в стране в целом просел на 55% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего пострадал сегмент легковых авто, здесь снижение спроса достигает 59%. Тем временем рынку как-то нужно обеспечивать оставшихся потенциальных покупателей, и с этим есть большие проблемы — санкции «перекрыли кислород» многим автоконцернам, вынужденно приостановившим деятельность в России.
Список марок, ушедших с рынка или намеревающихся завершить в том или ином виде работу, внушителен: это Audi, Renault, Volkswagen, Mazda, BMW, Volvo, Nissan, Ford, Hyundai, Mercedes, Toyota, Peugeot, Citroen, Opel, Skoda, Honda, Suzuki, Lexus, Porsche, Jaguar и Land Rover. Поклонникам автомобилей этих марок пришлось столкнуться с невозможностью покупки, но тут на помощь пришли из кабмина.
ФБА «Экономика сегодня»Параллельный импорт может решить проблему дефицита
Перечень автоконцернов, присутствующих на российском рынке, сокращается, это усиливает напряженность среди покупателей и создает дефицит. В Правительстве России придумали альтернативный способ решения этой проблемы: параллельный импорт. Депутаты Госдумы приняли соответствующий законопроект без проволочек.
Если говорить об авторынке, то параллельный импорт — это ввоз машин в Россию через страны-посредники, без формального разрешения правообладателя, норма действует только до конца текущего года.
Получается, что машину, купленную по схеме параллельного импорта (ПИ), введут в оборот за рубежом и потом уже ввезут в Россию. Таким образом можно купить Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infiniti, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Porsche, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti. В список также попали как машины, так и комплектующие производства следующих автоконцернов: Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, MINI и Nissan.
По статистике, в параллельный импорт чаще включаются покупатели дорогих авто. Объяснить это можно тем, что существует эмбарго на ввоз в Россию предметов роскоши со стороны ЕС. В перечень таких «запрещенных» товаров вошли премиальные автомобили дороже 50 тыс. евро.
ФБА «Экономика сегодня»Растаможка купленной по схеме ПИ машины непроста
Если эта схема относительно прозрачна в случае импорта обычных товаров широкого потребления, то в случае с автомобилями путь легализации ввозимого товара удлиняется и приобретает дополнительные отягощения в виде сложного таможенного оформления и «подводных камней». Увы, легитимизация властями схемы параллельного импорта не равняется ее прозрачности и понятности. В процессе ввоза иномарок в Россию всегда было много тонкостей, сейчас же их только прибавилось.
Важная часть при регистрации машины, купленной за границей, — оформление электронного паспорта на основании документа о соответствии. Для обычного, классического импорта таким документом является одобрение типа ввозимого транспортного средства. Это сертификат, доказывающий законность и безопасность технических характеристик для конкретной модели нового автомобиля.
Но если покупатель ввозит в страну машину по схеме ПИ, ему нужен другой документ — свидетельство о безопасности конструкции авто (СБКТС). Это документ, в котором прописано соответствие единичного автомобиля требованиям техрегламента Таможенного союза. Касается это как новых машин, так и авто с пробегом, для оформления такой бумаги потребуется воспользоваться услугами краш-тест-лабораторий. Уже после получения СБКТС покупатель может заняться дальнейшим оформлением машины, получив у таможни паспорт транспортного средства (ПТС). Без СБКТС таможенная очистка авто невозможна. Также требуется отметка и об установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
piqsels.com
По оценкам экспертов сервиса «Автостат», объемы импорта авто с использованием именно СБКТС с начала года значительно возросли, а это значит, что схема параллельного импорта работает, и очень активно.
Также эксперты отмечают, что среди покупателей были попытки обойти правила ввоза: некоторые россияне решили попробовать схему легализации машин в зоне ЕАЭС, ведь у Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана с Россией общее таможенное пространство. Но покупатели машин не учли одну несостыковку — вводя в оборот машину в этих странах, можно столкнуться с тем, что в электронном паспорте транспорта будет указано, к примеру, «для использования на территории Казахстана», тогда российская ГИБДД просто не поставит машину на учет. Подобные случаи существенно снизили число попыток легализации авто через страны ЕАЭС, но они пока не прекращаются.
Ввезти в Россию авто готовы не все страны
В целом, список разрешенных к привозу через посредников марок отличается от структуры спроса, сильно изменившейся с начала запуска санкций в адрес России. Неизменным остается лидер импорта — Китай.
Раньше в тройку лидеров среди стран — импортеров автомобилей в Россию входили Бельгия (25,2%) и Германия (17,4%), но во втором квартале ситуация кардинально поменялась, обозначив контуры импорта из Азиатско-Тихоокеанского региона. Первое место занял Китай (80,6%), второе — Южная Корея (7%), третье — Япония (2,6%).
ФБА «Экономика сегодня»
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов рассказал ФБА «Экономика сегодня»: процесс параллельного импорта «пошел», россияне активно осваивают эту схему, невзирая на трудности.
«В проект параллельного импорта в основном вовлечены страны, граничащие с Россией. В целом поставлять машины в нашу страну, невзирая на санкции, готовы Иран, Турция, Армения, Грузия, Казахстан, Корея, Объединенные Арабские Эмираты и Таиланд. Авто поставляются дилеру как по суше, так и морским транспортом. Главная задача для покупателя — найти дилера, готового пойти на риски вторичных санкций и ввезти автомобили в Россию», — сказал собеседник издания.
Эксперт оценивает схему параллельного импорта положительно, но понятно, что она требует существенных доработок. Главным образом параллельный импорт отличает то, что в услугу входят логистические издержки, о которых ранее покупателю задумываться не приходилось.
«Это вынужденная мера противодействия ограничениям, ведь иностранные производители автомобилей в угоду санкциям или вынужденно ушли с российского рынка, приостановили поставки, заморозили производственные линии на автозаводах в России. Производство до сих пор не возобновлено, поэтому российские власти пошли на уступки и разрешили параллельный импорт. Разговоры о том, насколько это законно, несостоятельны: параллельный импорт разрешили на уровне правительства», — рассказал собеседник издания.Дилеры не спешат вовлекаться в схему ПИ
Для того чтобы купить машину по предлагаемой схеме, нужно найти дилера, но пока подобного предложения в России мало, считает эксперт. В «Автостате» рассказали, что на данный момент ни одна крупная компания не смогла наладить торговлю авто по схеме параллельного импорта. А ведь дилерские услуги покупки машины по ПИ «под ключ» могли бы быть очень востребованы и прибыльны. На данный момент клиенты не удовлетворены насыщением предложения в этом сегменте услуг.
freepik.com / Freepik Company S.L
Автомобиль — дорогостоящая покупка, и издержки параллельного импорта при ней соответствующие.
«Вы приходите к дилеру, говорите о намерении купить машину определенной марки. При отсутствии нужного авто посредник может предложить вам купить авто по схеме параллельного импорта из другой страны. Это дополнительная издержка, услуга, требующая дополнительной оплаты. По некоторым оценкам, доплата за услугу может достигать уровня половины стоимости машины», — сказал Азат Тимерханов.ПИ можно и нужно улучшать
Параллельный импорт удорожает покупку машины, в связи с этим аналитики «Автостата» прогнозируют еще большее смещение потребительского интереса в сторону азиатских машин и автомобилей с пробегом. Пока пик импорта машин в России был зафиксирован в феврале, в этот месяц в страну ввезли 32 тысячи авто. В июле цифра заметно уменьшилась и составила 25 тысяч легковушек.
Пока среди прочих проблем у покупателей машин по схеме ПИ есть риск того, что дилер или посредник попадет под вторичные санкции. И в условиях, когда расчеты в нацвалютах только развиваются, гарантий у сторон, участвующих в сделке, нет. Параллельный импорт стал временной мерой, фактически шоковой терапией для авторынка, и покупатели осваивают его с большой осторожностью.
Раиса Малиновская