Загадка «Северного потока — 2»: сколько процентов осталось достроить
Проектная компания Nord Stream 2 объявила, что морская часть «Северного потока — 2» (СП-2) построена на 95% и осталось уложить немногим более 120 км от общей протяженности газопровода. Между тем, еще месяц назад один из инвесторов проекта, немецкая компания Uniper, сообщала, что маршрут достроен на 98%. На вопросы, в чем кроется причина различной оценки темпов работ по завершению создания газовой ветки и когда же наконец труба подключится к сухопутной инфраструктуре в Германии, ответили ведущие отраслевые эксперты.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
«Корректней всего прислушиваться к данным, которые озвучивает Nord Stream 2, поскольку эта компания является оператором проекта и предоставляет официальную информацию. Кроме того, сведения о продвижении строительства проектная компания дает впервые с возобновления прокладочных работ в начале февраля. Несомненно, это уведомление может служить неким сигналом для успокоения инвесторов, которых нервирует постоянный прессинг СП-2 со стороны Вашингтона.
Исходя из данных Nord Stream 2, на 31 марта уложено 2339 км из 2460 км от общего маршрута (95% газопровода). Осталось уложить около 121 км (5%). Оператор не указывает, в каких конкретно акваториях будут вестись работы, но на основе существующих данных можно предположить, что трубоукладочная баржа «Фортуна» перейдет к строительству оставшихся 30-40 км первой нитки СП-2 на мелководном побережье Германии. В среднем в сутки баржа может проходить более 1 км дистанции.
Оставшуюся половину участка первой нитки газопровода в экономической зоне Дании, а это примерно 70-80 км, вероятно, будет достраивать трубоукладчик «Академик Черский», который уже несколько дней барражирует возле острова Борнхольм, где ведутся работы. Проходящий через датскую акваторию отрезок трубы можно считать не только более длинным по протяженности, чем немецкий, но и более трудоемким: если на немецком участке работы проводились на мелководье — за укладкой можно было наблюдать с палубы корабля, то на территории Дании маршрут приходится укладывать на глубине. Поскольку «Черский» обладает системой динамического позиционирования, которой нет у «Фортуны», то скорость его работы будет выше, чем у баржи».
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Прокладка СП-2 идет строго по проекту — маршрут трубопровода не может меняться, поскольку все глубины и все морское дно на месте работ были исследованы, и сейчас каждый километр укладывается ровно там, где трубе и положено проходить. Расхождения в цифрах объясняются просто. СП-2 предусматривает прокладку двух ниток газопровода. Несмотря на то, что маршруты проходят параллельно, их строительство осуществляется не одновременно — они отличаются по дистанции.
Указать точно оставшийся километраж на конкретную дату крайне сложно. Труба проходит по дну моря. Для продолжения маршрута занятому на строительстве нитки судну приходится сначала поднимать уже построенный участок, а потом соединять его со следующим отрезком. Для выполнения таких процедур судну необходимо активно маневрировать. С одной стороны, используя инструменты геолокации можно понять, в какой точке строительства находится трубоукладчик; с другой, точно оценить, какой километраж еще осталось уложить, практически нереально.
Сам процесс укладки трубы зависит от рельефа дна моря, от глубин, от сезонности (после наступления штормов не каждое судно способно работать на проекте, а при прохождении нереста рыб работы вообще могут быть запрещены), от погодных условий, от сработанности судов строительного флота (как оперативно подвозят материалы, запчасти, осуществляется ремонт оборудования), от наличия необходимых судов, оборудования, специалистов и так далее. Прокладка такого газопровода — технологически сложнейшее строительство, где есть множество нюансов, не менее значимых и потенциально опасных, чем гипотетические санкции США».
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:
«По завершению работ в датской акватории, «Фортуна» набрала скорость прокладки в 1,1 тыс метров в сутки. Тем не менее, баржа не снабжена системой динамического позиционирования, поэтому буксирам приходится постоянно переставлять якоря для удержания судна на одном месте. В связи с тем, высокие темпы укладки сохранятся только на время. Впрочем, даже вопреки двухнедельному простою из-за шторма, среднесуточная скорость «Фортуны» составила удовлетворительные 480 метров. Такая скорость соответствует плану работ, предоставленному Датскому энергетическому агентству оператором проекта Nord Stream 2. В нем говорится, что с учетом простоев из-за погодных факторов и среднесуточной скорости прокладки в 400 метров, на ветке в Дании работы можно будет завершить до конца мая, а в Германии — до конца июня».