Заглянем в учебник истории русской школы в Таджикистане. Ее построили за наши 6 млрд

Заглянем в учебник истории русской школы в Таджикистане. Ее построили за наши 6 млрд

В последнее время много говорится о том, что истоки недоброжелательного отношения мигрантов из Средней Азии берутся из их образования. Там, мол, русские в школьных учебниках представлены как многолетние оккупанты. Но что мы хотим от них, если подобное присходит там даже в русских школах! Финансируемых бюджетом нашей страны.Новости СМИ2

…Едем в Российско-таджикскую школу в городе Бохтаре. Она, кстати, носит имя Ломоносова, что наверное, как бы предполагает высокое, точное и корректное изложение истоических фактов, и вообще всего преподавания, что называется «на уровне». Построила эту школу Россия. В 2021 году выделила 150 млн рублей, в 2022-м — 5,74 млрд.

Заглянем в учебник истории русской школы в Таджикистане. Ее построили за наши 6 млрд

Учебники издаются тоже за счёт нашего бюджета. Вот в них и заглянем.

Программа по истории учебника для 5-9-го классов. Раздел «Положение таджиков Средней Азии в XIX и начале ХХ века». Тема: Средняя Азия накануне нашествия России. Акцент на слове «нашествие». Как, например, татаро-монгольского ига. Какие ассоциации возникают? Естественно, налёт, грабёж, насилие, принуждение. Ничего положительного…

Этому же посвящена тема о войне с Кокандским и Бухарским царствами, и  называется она «Вторжения российских войск в Среднюю Азию».

Вообще-то, русские покончили раз и навсегда в этих местах с нищетой и бесправием. А на руководящие посты ставили тех же самых местных «ханов», осознавших, что в империи жить гораздо лучше, чем в клановой междоусобице.

Но в учебнике мы — оккупанты. Писалось всё явно по одной методичке, штампы те же. Точь-в-точь как из учебника по истории  Азербайджана, Узбекистана и Казахстана: алчные русские, стремясь к господству в Азии, насаждали свои уклады, руша древний порядок вещей.

Листаем программу. «Разгром Бухарского эмирата Россией». Ещё: «Восстание Абдумалика и его подавление русскими войсками. Повышение лояльности бухарского эмира Музаффар-хана к царю России». Одним словом, оккупанты и национал-освободительная борьба.

А вот о первом генерал-губернаторе Кауфмане детям в школе Ломоносова, с углублённым изучением отдельных предметов, не расскажут. Между тем Константин Петрович Кауфман Туркестанский вошёл в историю как великий деятель.

Заглянем в учебник истории русской школы в Таджикистане. Ее построили за наши 6 млрд

Его «резиденция» напоминала избу: окон не было, свет пробивался через открытые двери. Летом крыша снималась, и Константин Петрович работал под зонтиком.

Хлопок, которым потом так будут гордиться в Средней Азии, — плод его работы. Местные сорта были низкого качества, и Кауфман привёз семена из Америки: отправил агрономов за океан, профинансировав поездку из собственных средств.

А ещё он основоположник среднеазиатского пчеловодства: улья выписал из России, раздал желающим и пригласил специалистов обучать будущих бортников науке обращения с насекомыми.

При нём в городках появились прямые улицы, была создана оросительная система, вдоль дорог высадили деревья, дающие пешему человеку спасительную тень.

Кауфман открывал школы, обучение в которых велось на русском языке, но делалось это с большой осторожностью, чтобы не ущемлять национальной гордости. Больше года генерал-губернатор вёл переговоры с духовенством, воспротивившимся светскому образованию. После в короткий период было открыто 50 школ, выпускники их учительствовали по всей Средней Азии.

Но нет в учебнике о Кауфмане!

Читаем программу дальше. ХХ век. Тоже всё плохо: разгром восстаний, подавление религиозной жизни, насаждение светского образования. И так далее…

Александр Дюков, научный сотрудник Института российской истории РАН, говорит, что методика преподавания истории в среднеазиатских республиках бывшего СССР формировалась Соросом:

«Создавалась рабочая группа, которая формировала таджикские учебники по истории. Они содержали чёткие антироссийские нарративы. Нет сомнений, что прослушав рассказы про российскую оккупацию и колониализм, выпускники будут «прекрасно интегрироваться» в российское общество».

Заглянем в учебник истории русской школы в Таджикистане. Ее построили за наши 6 млрд КОГДА ПОДНЯЛОСЬ ВОЗМУЩЕНИЕ, ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ ПРОГРАММЫ С САЙТА ШКОЛЫ УБРАЛИ. СКРИН: ТГ-КАНАЛ «МНОГОНАЦИОНАЛ»

В чём тогда смысл международных проектов, если в русских учебниках о нашей стране говорится негативное?

«Нет никакой принципиальной разницы в трактовках совместного с Россией/СССР периода истории в учебниках республик, ставших членами НАТО и ОДКБ. Разница лишь в нюансах и степени ненависти к России/СССР», — говорит депутат Государственной Думы Михаил Матвеев.

В октябре 2022 года в Казахстане, на саммите «Центральная Азия — Россия» президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что Россия не должна относиться к странам Средней Азии как бывший СССР:  «Хотим, чтобы нас уважали». Рахмон — опытный аппаратчик, карьеру во власти начал в 1976 году и не может не знать об «отношении» Москвы к Душанбе в советские годы.

Если забыл, то можно напомнить. Таджикская автономная республика было образована на территории Узбекской ССР в 1925 году. Через четыре года Таджикистан стал полноправной советской социалистической республикой.

Ежегодно СССР вкладывал в Таджикистан 6 млрд долларов; за всё время республика получила 400 млрд долларов. Были созданы города, сеть железных дорог, качественные изменения претерпели системы образования и здравоохранения. Построены четыре аэропорта, регион электрифицирован, возведены крупнейшие предприятия.