Захват храмов и шантаж. Журналист из США ужаснулся бесчинствам раскольников ПЦУ. На Украине больше нет православия
Киевские власти насильственно отбирают у Украинской православной церкви храмы, которые позже передают в ведение раскольнической ПЦУ, пишет автор для TAC. Часто эти действия сопровождаются угрозами и шантажом в адрес прихожан УПЦ. Раскольникам в этом с удовольствием помогает полиция.
На третий год российско-украинского конфликта основное внимание, как и следовало ожидать, уделяется ситуации на фронте. Менее заметная, но не менее важная битва развернулась среди религиозных общин Украины. Этот противостояние раскрывает сложную взаимосвязь между верой, национализмом, государственной властью и боевыми действиями.
Исторически Украина была центром восточноевропейского православного мира. Именно на берегах Днепра в Киеве в 988 году зародилось восточноевропейское православие, отпочковавшись от своего византийско-греческого прообраза. Языком богослужения стал старославянский язык, который до сих пор использует Украинская православная церковь (УПЦ) — крупнейшая религиозная организация в стране.
В 2019 году в соответствии с лозунгом тогдашнего президента Петра Порошенко «Один народ, одна церковь» была основана Православная церковь Украины (ПЦУ). Порошенко считал, что независимая национальная церковь необходима для безопасности государства, в отличие от традиционной УПЦ — формально независимой, но поддерживавшей тесные духовные связи с Русской православной церковью в Москве. Одним из первых проявлений националистического характера ПЦУ стала замена славянского на украинский в качестве языка богослужения.
После ввода российских войск на Украину 24 февраля 2022 года украинское правительство объявило о ряде репрессивных мер, по сути приравняв УПЦ к РПЦ. 2 декабря 2022 года в своем вечернем обращении к народу президент Владимир Зеленский объявил о запрете религиозных организаций, «связанных с центрами влияния в России», и заявил, что государственные службы рассмотрят связи между УПЦ и РПЦ. Зеленский дал понять, что УПЦ не может служить духовным пристанищем украинским патриотам.
Вскоре после речи Зеленского я посетил богослужение в русской церкви в Женеве, куда я приехал в надежде разобраться в хитросплетениях вооруженного конфликта и религиозного самосознания. Там я встретился как с русскими, так и с украинцами — и русскоязычными с востока, и украиноговорящими с запада. Среди них был ветеран СБУ, который рассказал, что воевал на Донбассе в 2014 году, а затем отправился в Россию как паломник. Он резко раскритиковал украинские власти за, по его определению, преследование УПЦ. Стало очевидно, что риторика Зеленского о некой политической пятой колонне, подхваченная СМИ в Европе и США, не вполне убедительна.
Дальнейшее расследование привело меня в приходы УПЦ и ПЦУ по всей Украине, от Черновцов до Хмельницкого, а также в Киев и Одессу, где я подробно побеседовал с прихожанами, священниками, гражданскими активистами, государственными служащими, депутатами, журналистами, солдатами и простыми верующими. Вот мои наблюдения.
Захват церквей и насилие
В десятках приходов, что я посетил по всей Украине в декабре прошлого года, наблюдалась похожая картина: после принудительного перевода приходов в юрисдикцию ПЦУ, развернувшегося с 2014 года, беззащитных священников и прихожан УПЦ насильно изгоняли из храмов — в буквальном смысле слова на улицу.
В Корытном, что недалеко от Черновцов, местный приход УПЦ насильно выселили из храма за недели до моего приезда. С тех пор приход проводит службы в частных домах. Утром, когда я приехал, освящали новое место для храма. Церемонию возглавил митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий (Егоренко).
В ожидании прибытия Мелетия собралась целая толпа верующих. В селе было тихо, раздавался лишь лай собак. Дороги были немощеные, а скромное одноэтажное здание больше напоминало амбар, чем церковь. Когда началась служба, и стар, и млад преклонили колени на холодном асфальте. Дети мерзли и жались к обогревателю. Прихожане не снимали зимних курток и перчаток. Помещение не вмещало все 50 семей прихода. Двое алтарников приходили и уходили в дальнюю часть помещения, вынимая необходимые предметы из двух больших чемоданов.
Две недели назад, рассказали мне прихожане, в церковь явились люди с поддельными документами и завладели церковным имуществом. Они были не из УПЦ. Некоторые были местные, другие — нет. Они изгнали прихожан и закрыли храм на замок.
Незадолго до рейда состоялось незаконное приходское собрание, которое эти же люди и созвали. Прихожане узнали о нем лишь из Facebook. У прихода есть свой устав, и по нему созывать людей могут лишь настоятель и сами прихожане. Незаконное собрание состоялось непосредственно в день объявления — верный признак того, что все было спланировано заранее. На нем были приняты новые документы приходского устава. Хотя они незаконны, местные власти их признали.
60-летняя учительница Елена винит в расколе общины несколько богатых семей. Они не ходят в храм УПЦ, но именно они затеяли его захват при поддержке местных властей, объяснила она. Однажды прямо во время службы ворвались люди в военной форме. Прихожане жаловались властям, но безрезультатно. Елена сказала, что в этих действиях замешан мэр из ПЦУ. Он последовательно насаждал богослужения в сельской церкви исключительно на украинском языке.
В Милиеве под Черновцами в 2014 году церковное имущество УПЦ было принудительно передано ПЦУ. Прихожане при экспроприации не присутствовали. Лица, представившиеся представителями ПЦУ, незаконно захватили собственность, а затем перерегистрировали ее при поддержке полиции, теробороны и украинских служб безопасности. Этому предшествовало официальное приходское собрание, организованное силами местных и областных чиновников. Прихожан на собрание не пустили.
Иван Веренко был настоятелем прихода с 2007 по 2013 год. «Наш храм отобрали в 2014 году по обвинению в связях с Москвой», — рассказал он. Приход УПЦ отстроил новую церковь, которая в этом году, как мне объяснили, сгорела при поджоге.
В Задубровке, тоже под Черновцами, я побывал на воскресной службе местного прихода в небольшом частном доме. Прихожане собираются там с тех пор, как у них отобрали храм. Новое помещение состоит из двух скромных комнат — настолько маленьких, что церковный хор ютился у входной двери, уступая дорогу всякий раз, когда кто-то входил или выходил. Внутренние двери сняли с косяков, чтобы освободить побольше места. Помощник церковного старосты Рамон (так в тексте — вероятно, Роман, прим. ИноСМИ) пожаловался на тесноту в большие праздники. Храм посещает примерно 300 семей — а всего их в деревне 800-900.
Местные власти затеяли процесс экспроприации в январе 2019 года — как мне сказали, под предлогом того, что состоявшееся 24 января приходское собрание постановило о переходе под юрисдикцию ПЦУ. Примерно в то же время в храм периодически являлись чужаки и угрожали собравшимся верующим. Прихожане даже запирались в храме на ночь в надежде отстоять его. Но угрозы лишь усиливались.
30 мая 2019 года в храм ворвались люди в масках и избивали молящихся в течение примерно 20 минут, ломая при этом церковную утварь. «Однако в 2019 году полиция была еще не столь сильна, и поэтому мы отстояли и отбили наш храм», — сказал мне один из прихожан, подчеркнув недоверие к правоохранительным органам. Несколько верующих получили ранения и попали в больницу.
Однако в апреле 2023 года прихожан силой выгнали из храма. Это произошло на похоронах солдата из местного прихода. Нападавшие в военной форме и шапках-масках ворвались внутрь, выломали двери и избили прихожан, в результате чего многие оказались в больнице. В некоторых из нападавших опознали местных жителей. Другие были пришлые. Полиция и военные оцепили церковь, чтобы не дать верующим вернуться.
После воскресной службы УПЦ я посетил захваченный храм, который теперь находится во власти ПЦУ. Внутри молилось лишь несколько верующих — разительный контраст с теснотой частного дома, где собрались изгнанники. На крыше церкви развевался большой украинский флаг. Я спросил, когда его водрузили. После захвата, объяснили мне.
В Малом Кучурове под Черновцами, где я побывал на воскресной службе, приход теперь собирается под белым брезентовым тентом. Сообщается, что половина верующих не приходит из-за холода и неподходящих условий. Их прошлый храм, построенный их руками, был захвачен 18 марта 2023 года и передан ПЦУ.
40-летний певчий Георгий рассказал мне о том дне, когда храм захватили с помощью полиции. Это произошло прямо во время службы, сказал он. «Я был внутри, когда услышал, как кто-то кричит от боли. Явилась целая группа людей с поддельными документами, где говорилось, что приход отошел к ПЦУ», — рассказал он. Он добавил, что они были не местные и приехали из областного центра. Осажденные прихожане вызвали полицию, но та, наоборот, заняла сторону захватчиков.
Он показал мне фотографии и видео захвата. Прихожан избивали, в том числе железными прутьями. Самого Георгия ранили. Нападавший — предположительно секретарь мэра областного центра — отсек ему палец. На одной из фотографий запечатлен мужчина, завернутый в украинский флаг. На другой видна оторванная часть пальца в луже крови.
Отец Петр, который пробыл настоятелем прихода в течение 14 лет, также показал мне видеозаписи. Он сказал, что захватчики были не из прихода, но явились в сопровождении местных властей и полиции, заявив: «На нашей стороне сила». Завязалось кровавое побоище, в котором избивали детей и пожилых людей, а полиция стояла и наблюдала, сказал он. Затем всех прихожан выгнали наружу, двери заперли, а церковную утварь и даже личные вещи настоятеля изъяли.
По словам отца Петра, на последующей встрече с местными властями мэр отказал им даже в просьбе о молельном доме, отрезав: «Таким врагам, как вы, у нас нет места». Другой прихожанин сказал, что при захвате присутствовали сотрудники СБУ и военные.
В Товтрах, примерно в 30 километрах от Черновцов, местный приход УПЦ собирается в переоборудованной лавке. Их храм конфисковали в мае 2019 года, когда прибыли чиновники с полицией и потребовали ключи. Когда священник отказался, они вернулись в его отсутствие и взломали замки. Когда они вторглись, прихожан внутри не было. Адвокат прихода подал жалобу, назвав конфискацию незаконной, однако правоохранительные органы отклонили жалобу, предъявив документы, «подтверждающие», что приход сам решил перейти в юрисдикцию ПЦУ.
После экспроприации прихожане сначала молились снаружи, но тогда верующих прогнали даже с храмовой территории. Тогда они стали собираться прямо на проселочной дороге под открытым небом. Когда похолодало окончательно, они перебрались в сельпо, переоборудованное под храм на деньги местного предпринимателя и пожертвования прихожан. Позже приехал митрополит Мелетий, чтобы освятить лавку, ставшую церковью.
Когда я побывал в старом храме, он стоял тихий и пустой — свет выключен, ворота закрыты.
В Гвардейском под Хмельницким слухи об экспроприации начали гулять еще в 2018 году. В 2019 году группа местных жителей решила основать новый приход при ПЦУ. Настоятель и прихожане УПЦ рассказали мне, что застрельщиком выступил местный зажиточный фермер-униат по имени Виктор Анадолич (так в оригинале — вероятно, Анатольевич, прим. ИноСМИ).
Для этого он собрал 800 подписей, в том числе жителей окрестных сел. 3 февраля 2019 года они созвали официальное приходское собрание, на котором порешили, что приход УПЦ теперь принадлежит ПЦУ. Впоследствии его перерегистрировали в соответствии с новым уставом, а здание церкви заколотили. Прихожане молились снаружи целых три года. Храм до сих пор закрыт и пустует, сказали они.
В Райковцах под Хмельницким приход собирается в частном доме с тех пор, как местные власти, включая мэра, захватили здание храма в 2019 году. Мэр Анна Шевчук, как мне рассказали, назвала экспроприацию законной. Прихожанам разрешили забрать из храма лишь часть утвари. «Только некоторые иконы, даже молитвенники не отдали», — рассказали мне верующие. Одна прихожанка пустила всех молиться к себе домой, пока не начались боевые действия. Тогда она испугалась гонений и приход переехал в недавно отстроенную церковь. В неотапливаемом помещении было холодно и сыро. Прихожане сказали, что в настоящее время захваченный ПЦУ храм пустует.
В Ружичне под Хмельницким прихожане Храма Вознесения Божьей Матери теперь собираются в палатке из белого брезента. Внутри так же холодно, как и снаружи. Старый храм отобрали с одобрения суда и местных властей, объяснил мне настоятель прихода протоиерей Владимир. Вместе с поддельными уставными документами прихода в областную администрацию был отправлен список верующих, якобы перешедших в лоно ПЦУ. «Они отменили нашу регистрацию и отобрали наш храм, — сказал он мне, — как и везде». 5 июня 2022 года прибыли военные и заменили замки на воротах.
В пригороде Киева Требухове я посетил службу в брезентовой палатке, которую вел отец Михаил. Иконы и свечи воссоздавали привычный церковный интерьер. Снаружи лежали сугробы. В палатке был лишь небольшой дровяной обогреватель, который почти не грел, но усугублял риск пожара. Старый приходской храм был захвачена 22 апреля 2023 года, когда в здание ворвалась толпа и предъявила, по словам отца Михаила, незаконные документы о том, что приход официально передан ПЦУ. В тот же день отца Михаила и его семью выгнали из дома.
«Нас с женой и семилетней дочкой выгнали из дома, когда захватили храм, — рассказал отец Михаил. — У дочки от страха до сих пор недержание». Тем же вечером СМИ как ни в чем не бывало сообщили, что приход перешел во власть ПЦУ. Отец Сергий, мой провожатый по приходам Киева и окрестностей, сообщил мне, что ему грозит арест. Я спросил почему. За то, что защищал свою церковь, объяснил он. Отец Сергий бежал из занятого Россией Херсона в 2022 году, не пожелав служить «под российской оккупацией». В Киеве молодой священник отстаивал свой новой храм, когда над ним нависла угроза насильственной экспроприации.
Украинское правительство арестовало отца Сергия и водворило его в тюрьму через несколько недель после моего визита. В апреле наш общий знакомый написал: «Мы беспокоимся о его здоровье. У него нет лекарств, а он очень болен. Мы не знаем, как долго он протянет за решеткой».
Предательство судебной системы
Вмешавшись, судебная система лишь навредила приходам, где я побывал. Всякий раз, когда прихожане обращались в суды по поводу противозаконных изъятий, рукоприкладства и других правонарушений, их иски неизменно отклонялись, откладывались и игнорировались — иногда дела закрывались, и незаконная перерегистрация прихода признавалась законной.
В Гвардейском решение суда подтвердило перерегистрацию прихода в ПЦУ. Дело тянулось три года после конфискации 3 февраля 2019 года — все это время прихожане молились и проводили службы на улице. После многочисленных апелляций суд в итоге вынес решение против прихода УПЦ и закрыл дело. В Боярке под Киевом приход сам решил отказаться от дорогостоящего и изрядно затянувшегося судебного разбирательства.
Приходской храм был конфискован в апреле 2023 года, и община начала проводить богослужения в домах, в лесу и в самодельной палатке. В своем иске верующие утверждали, что собрание, на котором было принято решение о передаче прихода в ПЦУ, было незаконным. Однако после многочисленных слушаний и процедур — длительных и потому весьма накладных — приход сам отозвал иск. Издержки суд не возместил, объяснили они.
В Требухове судебное разбирательство неоднократно откладывалось. После захвата храма в апреле 2022 года по подложным документам о перерегистрации, отец Михаил подал встречный иск и представил в суд уставные документы прихода. Дело неоднократно откладывалось и до сих пор ждет своего часа.
Шантаж призывом в армию
Еще одним средством в борьбе с УПЦ стал призыв в армию. В Ружичне под Хмельницким после того, как прихожане были изгнаны из Храма Покрова Пресвятой Богородицы в апреле 2023 года, военные несколько раз являлись в их новый молельный дом и вручали повестки. Многие мужчины из прихода даже перестали ходить на богослужения, говорят прихожане. Они считают, что их забривают за причастность к УПЦ.
В Красилове изгнанные прихожане УПЦ переселились в небольшой молельный дом. После этого на воскресные службы стали являться военные и забирать мужчин. При этом прихожане не замечали, чтобы сотрудники военкомата ходили по другим домам в округе.
В Корытном прихожанин, чей сын в настоящее время находится на фронте, и который сам назвался патриотом, сказал, что многие боятся ходить в церковь, чтобы сыновей и мужей не забрали в армию.
Враждебные СМИ
Еще одной сквозной темой стала роль в травле УПЦ со стороны СМИ и социальных сетей.
В Хмельницком в соборе Святого Георгия Победоносца 2 апреля 2023 года двое человек толкнули дьякона, читавшего Евангелие, после чего засняли инцидент и последовавшую за ним драку на видео. Кадры, на которых была показана лишь потасовка, крутились в тот же день на местном телеканале Expresso.
Вскоре после этого, рассказали прихожане, храм захлестнула целая волна граждан, возмущенных сюжетом. Толпа угрожала расправой «пророссийским» верующим и разделилась на две части: молодые агрессивные люди начали штурмовать храм, чтобы попасть внутрь, а другая группа организовала импровизированные выборы прямо на церковном дворе, чтобы перевести приход в ПЦУ.
Было установлено шесть столов со списками, на которых уже были готовы подписи. После семи вечера толпа начала изгонять из храма прихожан и священников. Я видел ролик, как молодого батюшку преследуют по дороге домой, осыпая бранью и издевательствами.
«Они называют нас москалями, — сказал дьякон Иван Веренко из прихода УПЦ в Милиево, имея в виду односельчан. — Но они же знают нас, они знают, что мы украинцы». «Так почему же они вас так называют?» — поинтересовался я. Веренко винит в этом телевидение и другие масс-медиа, которые настраивают народ против. «Они верят СМИ, а не людям, не священникам», — посетовал он. Бывшие друзья теперь оскорбляют Веренко и угрожают побоями. «Как мы после этого можем оставаться друзьями?» — спросил он риторически.
Отец Никита, адвокат, представлявший церковь в многочисленных судебных процессах, рассказал мне об информационной блокаде против УПЦ: подробности о захватах церквей, рукоприкладстве и других инцидентах, которые замалчиваются в СМИ и социальных сетях. По его словам, власти преследуют УПЦ, в т.ч. через СБУ, фабрикуя уголовные дела с целью выставить церковь преступной, а затем распространяют информацию об этом в социальных сетях.
Государство и церковь
Я спросил у главы Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Виктора Еленского об опасениях по поводу принудительной передачи церковной собственности от УПЦ к ПЦУ. Из своего кабинета в Киеве он разъяснил мне, что данный вопрос находится в компетенции местных властей. Центральное правительство в этом не участвует.
Я также спросил о том, как меры, развернутые правительством, включая объявленные Зеленским в его речи от февраля 2022 года, сказались на приходах УПЦ. Прихожане и священнослужители УПЦ рассказывали мне, что власти преследуют их под предлогом национальной безопасности.
Еленский заверил, что правительство не допускает дискриминации против религиозных деятелей. Он также добавил, что его ведомство предоставило УПЦ возможность добровольно и в формате официального письма продемонстрировать действия, предпринятые для разрыва связей с Русской православной церковью. «По причинам, мне не вполне понятным, моих предложений они не услышали», — сказал он.
Мои собеседники из духовенства УПЦ заявили, что отвечали на многочисленные подобные запросы Еленского. Они спрашивали, что именно Еленский имел в виду под «разрывом всех связей с РПЦ». Если связи с Москвой, то их УПЦ уже прекратила. Если контроль со стороны РПЦ или «поддержку агрессора», то таких связей у УПЦ нет в принципе. По их словам, последней оставшейся связью с РПЦ оставалось упоминание Патриарха РПЦ Кирилла во время богослужений — наряду со всеми ныне живущими православными патриархами.
Однако 27 мая 2022 года Собор УПЦ принял новый устав, фактически переведя церковь на самоуправление. УПЦ сама назначает и несет исключительную ответственность за своих епископов и священников. Вместо Патриарха Кирилла в богослужениях священникам предписано поминать своего епископа, архиепископа или митрополита. Епископам, архиепископам и митрополитам же предписано упоминать Его Блаженство Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины.
Духовенство УПЦ также считает, что требования Еленского не только неконституционны, но и циничны. Они предупредили, что, если УПЦ сделает официальное политическое заявление о полном разрыве УПЦ с РПЦ, в Москве наверняка начнут процедуру раскола. В результате другие поместные православные церкви сменят свое отношение, и УПЦ потеряет свое каноническое достоинство. В духовенстве УПЦ даже предположили, что реальным намерением украинского правительства мог быть как раз подрыв канонического положения УПЦ в мировом православном сообществе.
Озабоченности ООН
Хотя в США эта тема прошла практически незамеченной, Организация Объединенных Наций обратила внимание на акты насилия, захваты церквей и другие злоупотребления в отношении общин УПЦ на Украине и активно прорабатывает этот вопрос.
Мои визиты часто проходили по следам экспертов ООН, подтвердивших в своих докладах, письмах и других источниках опасения насчет свободы вероисповедания на Украине, ранее выраженные всеми независимыми механизмами ООН по правам человека. Листая доклады, подготовленные по результатам их расследований, я обнаружил немало выводов, схожих с моими собственными.
Возьмем, к примеру, ежеквартальный доклад высшего органа ООН по правам человека — Управления верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ). В выпуске за июль 2024 года было установлено, что «украинские власти продолжали принимать меры против лиц, связанных с Украинской православной церковью (УПЦ)».
В докладе за предыдущий квартал задокументирован захват Казанского собора под Винницей, произошедший спустя всего несколько дней после моего отъезда с Украины: «28 декабря 2023 года группа лиц совершила нападение на Казанский храм в Ладыжине Винницкой области, причем минимум двое из нападавших утверждали, что являются действующими военнослужащими ВСУ. Присутствовавшие на месте сотрудники полиции не стали вмешиваться».
Впоследствии, 9 января 2024 года группа из примерно 30 человек в камуфляжной форме без знаков различия пригнала две тяжелые строительные машины, чтобы сломать ворота и ограду храма УПЦ, и ворвалась внутрь. Они избили священнослужителя и двух прихожан, которые получили легкие травмы.
В ходе двух инцидентов минимум девять человек подверглись физическому насилию. Лишь двое из пострадавших подали жалобы в полицию, одна из которых впоследствии была отозвана. Большинство пострадавших жертв заявили, что не подавали жалоб, потому что побоялись возмездия — в частности, угроз со стороны соседей или увольнения с работы.
В докладах ООН о правах человека также описывается роль правовой системы и местных властей в бесчинствах: «УВКПЧ зафиксировало шесть случаев в пяти регионах, когда группы людей силой врывались в храмы УПЦ, оправдывая свои действия решениями местных властей о регистрации новых религиозных общин Православной церкви Украины (ПЦУ) по тому же адресу, что и существующие общины УПЦ».
Доклады подтверждают мои собственные наблюдения о неспособности правоохранительных органов должным образом защитить общины УПЦ: «УВКПЧ ранее документировало, что правоохранительные органы не смогли предотвратить и не отреагировали подобающим образом на насилие в конфликтах вокруг УПЦ».
Тревога ООН по поводу свободы вероисповедания на Украине началась не с нынешнего конфликта. Еще в октябре 2018 года несколько специальных докладчиков ООН направили правительству Украины совместное письмо, в котором предупредили о серии вспышек насилия, нарушивших международно признанное право на свободу вероисповедания и убеждений. Среди инцидентов упоминались нападения на верующих и захваты храмов УПЦ, а также акты запугивания и преследования, включая угрозы убийством в адрес священников.
В ходе нашего интервью в Ружичне протоиерей Владимир упомянул, что два года назад к нему приезжали эксперты ООН, и он рассказал им о судьбе своего прихода. Спустя два года он по-прежнему возглавлял приход Вознесения Пресвятой Богородицы — ютясь в брезентовой палатке.
Борьба и гибель за Украину
Десятки и десятки прихожан УПЦ, с которыми мне удалось пообщаться в ходе моего визита, называли себя патриотами — как и мои собеседники из приходов ПЦУ. Многие рассказывали личные истории о том, как пошли добровольцами на фронт, как боролись и гибли за свою страну их однополчане.
«Мы патриоты, мы помогали нашей армии с самого начала, — сообщил мне протоиерей Владимир. — Мы даже получили свидетельства, подтверждающие оказанную нами помощь». Он показал мне флаг, подписанный бойцами 33-й отдельной механизированной бригады ВСУ в знак благодарности за поддержку со стороны прихода. Я спросил, в чем именно она заключалась. «Техническая помощь, провизия, хлеб, одежда и все необходимое», — ответил он. Приход жертвует то, о чем его просят и что нужнее всего солдатам на передовой. Я спросил, продолжают ли его прихожане помогать, несмотря на экспроприацию их храма. Да, ответил он, отметив, что 33-я отдельная отправила подписанный флаг всего месяц назад. Один из прихожан служит там добровольцем, добавил он.
Отец Юрий из Свято-Троицкого собора показал мне похожий флаг, подписанный солдатами Черниговской бригады ВСУ в знак признательности за оказанную помощь. В бригаде служат его прихожане. Я спросил отца Юрия, много ли из них побывало на передовой. Он вытащил толстую тетрадку-поминальник, чьи страницы были густо испещрены именами. Он сказал, что всего служило более сотни солдат, трое погибли, и многие получили ранения.
Один солдат из прихода протоиерея Владимира погиб и его тело доставили в село за день до моего визита. Похороны состоялись на следующий день. Он стал третьим из прихожан, принесших высшую жертву с начала боевых действий в феврале 2022 года.
В Гвардейском 45-летняя мать Таня рассказала мне, что потеряла своего 26-летнего сына на фронте. Экспроприировавшее ее храм духовенство ПЦУ воспротивилось тому, чтобы хоронить его на местном кладбище. Прихожане рассказали еще об одном аналогичном случае. Когда я поинтересовался, сколько прихожан сейчас воюют, мне показали список из почти 60 солдат. Прихожанка по имени Люба рассказала, что ее внук сейчас на фронте.
В Задубровке церковь экспроприировали прямо во время солдатских похорон. Я спросил, сколько уроженцев села погибло. Мне ответили, что пятеро.
В Корытном я взял интервью у Михаила, 59-летнего прихожанина УПЦ. Он сказал, что прослужил год и три месяца, воюя в Бахмуте (Артемовске) и Харькове. «Мы, солдаты, помогаем друг другу, не различая прихода», — сказал он. Его возмущает пророссийский ярлык, ведь он воевал за Украину. «Если мы патриоты и сражаемся за родину, то почему же нашу церковь винят в том, что она якобы находится под российским влиянием?» — заключил он.
Автор статьи: Флавий Михайес (Flavius Mihaies)