Запад и президентские горизонты Зеленского
Денис Батурин , политолог
Для анализа электоральных прогнозов попробуем понять логику украинских политических процессов, исходя из политических интересов президента Владимира Зеленского и условий, при которых он получит поддержку Запада, в целом, и Вашингтона, в частности.
Похоже, Зеленский намерен действовать именно по линии интересов Запада, не отвлекаясь на внутренний цирк со стороны националистов и противодействуя реальной оппозиции, что и интересует Вашингтон – дирижёра антироссийского «оркестра». Какие же задачи стоят (или поставлены?) перед ним в этой связи?
- Деолигархизация;
- Борьба с коррупцией;
- Санкции (внутренние – против оппозиции, создание условий для санкций со стороны Запада);
- Сохранение тлеющего конфликта на Донбассе;
- «Борьба» за Крым (сохранение темы «аннексии Крыма» и реинтеграции полуострова в Украину).
Как можно видеть, две из пяти позиций нужны Западу по одной причине – для обеспечения лучшей внешней управляемости всеми процессами, включая выборные, и это — «борьба с коррупцией и деолигархизация» под его контролем.
О том, что значит борьба с коррупцией в понимании Вашингтона и как это должно выглядеть свидетельствуют следующее. Т.н. антикоррупционным процессом является многолетняя эпопея создания и неубедительной работы некой системы в виде Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) и др. Эти структуры создавались по американским инструкциям, руководство и кадры также подбирались заокеанскими партнерами Киева. Иностранные рейтинги коррупции ставят Украину на 117 место из 180 возможных, отмечая некие достижения, а мы напомним о чреде коррупционных скандалов, связанных с окружением экс-президента Петра Порошенко и им самим, а также международную коррупционную историю с Хантером Байденом, сыном нынешнего президента США.
Показушная санкционная политика Украины продолжается. Ее главный смысл, при ее абсолютной пустоте, остается неизменным – подтверждение антироссийского курса для внутреннего пользования, ее использование как инструмента политической борьбы, во внешнеполитическом измерении – создание оснований для западных антироссийских санкций.
Системной эта работа стала с февраля текущего года, когда на еженедельных заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), с редкими перерывами, принимались следующие решения:
- Решение, на основании которого был издан указ президента о закрытии трех оппозиционных каналов;
- Введение санкций против лидера ОПЗЖ Виктора Медведчука, его супруги Оксаны Марченко, ряда зарубежных и украинских кампаний, украинских и иностранных физических лиц;
- Введение санкций против руководителей силовых ведомств периода президентства Виктора Януковича;
- Заявление об уголовном преследовании 236 бывшим народным депутатам, которые 11 лет назад голосовали за Харьковские соглашения, а значит и за продление пребывания Черноморского флота России Крыму. (Как заявил секретарь СНБОУ Данилов: «Есть отдельное поручение СБУ выяснить, каким образом эти 236 депутатов голосовали по этому вопросу. И если СБУ будет считать необходимым, она должна возбудить по 111 статье УК "Государственная измена" [статья предусматривает 15 лет лишения свободы – Д.Б.] к этим лицам».)
- Дальнейшие действия в отношении предприятия «Мотор Сич», сделка по которому с китайскими бизнесменами была заблокирована, фактически приводящее к дальнейшей национализации предприятия, что названо процессом возвращен6ия завода государству «конституционным способом». (Обещана даже некая компенсация «людям, которые вкладывали в это предприятие», то есть деньги инвесторам вроде бы обещают вернуть. Инвестором является китайский предприниматель, в отношение которого ранее были введены санкции, деньги, а это как минимум миллиард долларов США, должны быть возвращены из карманов украинских налогоплательщиков в американских интересах.)
Остановимся на санкциях в связи с Харьковскими соглашениями 2011 года. За них голосовали, прежде всего, члены фракции «Партии регионов» — тогда партии власти, Компартии Украины, Блока Литвина, Блока Юлии Тимошенко. Среди голосовавших, например, олигарх Ринат Ахметов, контролирующий в настоящее время, в частности, значительную часть украинской энергетики, нынешний судья Конституционного суда Сергей Головатый, подсанкционный народный депутат Андрей Деркач. Одним словом, все просто – в этом решении и очередной шаг в сторону деолигархизации, и инструменты воздействия на политиков и бизнесменов, до сих пор обладающих влиянием. И так по всем позициям: делаем одно, целью объявляем другое, в голове держим третье…
Судя по новой роли СНБОУ и активности его секретаря Данилова – этот орган и этот чиновник становятся основными источниками украинской идеологии. На мой взгляд, Данилов – главный проводник идеологии Украины на настоящий момент. Можно видеть, что его высказывания и решения СНБОУ касаются политических, экономических, международных, культурных и даже лингвистических аспектов украинского бытия. Провокационные установки этого украинского политикана понятны по высказыванию из его последнего интервью: «Могу с уверенностью сказать — и уже неоднократно об этом говорил, — что мы увидим с вами свободную Ичкерию, мы увидим с вами свободный Татарстан, мы увидим с вами Крым в составе Украины». Как говорится, комментарии излишни.
Вероятность возобновления Киевом острой фазы конфликта на Донбассе и главное — поддержки в этом Запада, можно оценить словами политолога Андроника Миграняна в эфире программы Вячеслава Никонова «Большая игра». Он напомнил выводы западных аналитиков для Барака Обамы: «Меньше, чем ядерная война любой другой конфликт с Россией по поводу Украины будет проигран». Но даже при этом намерения Украины остаются агрессивными, в частности, исходя из указа президента от 25 марта, которым утверждена стратегия военной безопасности государства, согласно которой: «На национальном уровне Российская Федерация остается военным противником Украины».
Это происходит на фоне сохраняющихся намерений пересмотра и отмены Минских соглашений со стороны Киева, информации о накоплении войск и развертывании инфраструктуры ВСУ недалеко от линии соприкосновения на Донбассе, очевидной тревожности Европы, продолжающей попытки найти пути реализации Минских соглашений и предложившей очередной вариант их выполнения — 11 кластеров. Идея в том, чтобы согласовать последовательность действий сторон по реализации «Комплекса мер по выполнению минских соглашений» и затем передать кластеры в трехстороннюю контактную группу в виде рекомендаций для разработки там «дорожной карты». Которая должна стать финальным мирным планом урегулирования конфликта в соответствии с соглашениями. Этот вопрос требует отдельного подробного рассмотрения, при этом реакции украинской стороны на данное предложение пока нет. Вот такая политическая картина по разным направлениям.
Зеленский, похоже, все таки собирается на перевыборы, старается набирать имиджевые и информационные активы, по содержанию санкционные, как к внутренним оппонентам и оппозиции (что не одно и то же), так и в отношении России. К такой прозападной и антироссийcкой политике он старается «пристегнуть» обязательства Запада перед собой лично и Украиной в виде различной поддержки — финансов, оружия, инвестиций. Но Запад едва ли удовлетворится украинской риторикой и санкциями, поэтому торг будет нешуточный.
На этом фоне Порошенко, называемый основным конкурентом Зеленского в борьбе за президентский пост для западных кураторов выглядит довольно жалко – записной национал-патриот, при этом — коррупционер, имевший прибыль от войны на Донбассе, в его активе разве что риторика, жалкие провокации и «спецоперации» в отношении Крыма – заброска ДРГ и попытка прохода корабля через Керченский пролив.
Так что пока Зеленский пока имеет фору в глазах Запада, и не исключено, что он будет допущен ко второму президентскому сроку при условии выполнения своих обязательств. Но в условиях постоянной украинской турбулентности все может пойти и по другому сценарию…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции